Заново научить школьников играть в дворовые игры – такую миссию провозгласили преподаватели детского центра "Эврика" на Горках. Как выяснилось, современная ребятня бесконечно далека от "классиков", "резинок" и "вышибал". Казалось бы - ну и что. Но на кону – такая серьезнейшая вещь, как умение общаться и договариваться.
Первый урок состоялся первого июня – в День защиты детей. Педагог Полина Мисалимова объясняет, как играть в "снайпера" - игра, аналогичная "вышибалам". Но чуть сложнее. Несмотря на то, что в нее по-прежнему играют на уроках физкультуры, премудрости вышибания противников мячом ребята (все - школьники) постигают не сразу. Дальше - черед еще более элементарной, на взгляд любого, кто старше 20 лет, игры – "резинок".
- Дети нулевых имеют сложнейшую психологической проблему: они не умеют играть. Не могут занять себя, оставшись без привычной опеки взрослых даже на полчаса, - объясняет педагог "Эврики" Айгуль Шарафиева, пока мы наблюдаем за процессом обучения. - Играть вместе эти дети тоже не умеют: вы нигде не увидите игр всем двором – в "штандер", "лягушки". Тем более что нынешние дети не могут играть по правилам. "Все должно быть так, как я хочу!" - вот их девиз. А жизнь не всегда идет по тем правилам, которые нам удобны. Отсюда психологические травмы, депрессии у детей. А еще они не умеют контактировать. Пяти- и шестилетние дети играют как трехлетние.
Объяснений этого пугающего феномена, рассказывает Айгуль, много: для игры нужно пространство и время, а у современных детей ни времени, ни пространства нет. С девяностых исчезли дворы, как место игр и общения детей разных возрастов, где они передают друг другу опыт. А в садиках дети находятся под тотальным контролем взрослых: их переводят с одного занятия на другое, потому что школа, и родители, напуганные ЕГЭ, хотят "бегло читающих, считающих двузначные числа, говорящих по-английски малышей". У детей нет ни места, ни времени делать что-то самим.
- В итоге - без игр - подрастает поколение, которое не способно принимать решения, не способно рисковать, нести ответственность,- резюмирует Айгуль. - Не говоря уже о способности нестандартно мыслить. Как быть? Неужели сдаться? Мы думаем, что сдаваться нельзя. Поэтому мы с первого июня ввели в школьном лагере новый "урок" - как играть? Как играть с другими детьми, когда нет компьютера.
"Эврика" просит коллег – педагогов и журналистов: помогите вернуть детей на улицу и возродить детские игры. В идеале - ввести "урок игры" в каждом казанском школьном лагере этим летом.