За два последних года задолженность регионов по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот увеличилась на 40% и составила 121,6 тыс. человек, говорится в опубликованном отчете Счетной палаты о результатах проверки исполнения поручений президента РФ в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
По словам аудитора Счетной палаты Юрия Росляка, ситуация с обеспечением детей-сирот жилыми помещениями не улучшается.
"Меры, принимаемые федеральными органами исполнительной власти и органами государственной власти регионов по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, явно недостаточны, - констатировал аудитор. По данным проверки, в отчетом периоде (2013-2014 годы) задолженность регионов по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот увеличилась на 40% и достигла 121,6 тыс. человек.
По словам аудитора, тенденция увеличения задолженности отмечена в 61 регионе. При этом наиболее сложная ситуация сложилась в Сибирском и Приволжском федеральных округах, где задолженность составляет 51% от общего объема. Более того, рост задолженности отмечен также в регионах, считающихся благополучными в вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, в том числе в Москве и Петербурге.
По данным регионов на 1 января 2015 года, численность детей-сирот, в отношении которых вступили в силу и не исполнены судебные решения об обеспечении их жилыми помещениями, увеличилась по сравнению с 1 января прошлого года на 541 человека и составила 18 048 человек.
На исполнение в полном объеме судебных решений требовалось 21,05 млрд рублей. Как показал проведенный анализ, субсидии на жилье детям-сиротам перечислялись Минфином России преимущественно во II полугодии 2013 и 2014 годов, что помешало регионам полностью использовать выделенные средства. При этом Минфин не обеспечил должный контроль за соблюдением регионами условий их предоставления.
Также в отчете среди недостатков указывается, что в территориальных программах государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи предусмотрен только порядок проведения медосмотров и диспансеризации детей. При этом условия последующего предоставления им медицинской помощи всех видов не указаны.
Лишь в 52 регионах был достигнут показатель по заработной плате работников образовательных, медицинских и социальных организаций, оказывающих услуги детям-сиротам - 90% от средней заработной платы в соответствующем регионе, говорится в отчете.
Вместе с тем аудиторы отмечают и положительные аспекты выполнения поручений президента РФ. Так были увеличены размеры выплат: социальной пенсии детям-инвалидам и инвалидам с детства I группы; единовременного пособия на каждого ребенка, при усыновлении ребенка-инвалида, ребенка старше 7 лет и детей, являющихся братьями и сестрами; компенсационной выплаты лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет.
Также были смягчены требования к российским усыновителям, опекунам и попечителям, освобождены от необходимости проходить специальную подготовку лица, желающие усыновить ребенка, которые являются или были опекунами (попечителями) и не отстранялись от этих обязанностей. Одновременно, как отмечают аудиторы, упрощена система отчетности опекунов и попечителей в части необходимости представления документов, подтверждающих произведенные за счет средств подопечного расходы на питание, предметы первой необходимости и прочие мелкие бытовые нужды.
Коллегия приняла решение направить информационные письма в администрацию президента, Минздрав, Минобрнауки, Минтруд, Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также в органы государственной власти регионов, где выявлены негативные тенденции по исполнению социальной программы поддержки детей-сирот.