Родители дошколят хотят создать общественную организацию "Сердитые матери", чтобы заставить, наконец, государство, забывшее про систему дошкольного воспитания, считаться со своими требованиями.
В пятницу регионы провели общественную экспертизу системы дошкольных образовательных учреждений. Картина получилась неутешительная.
По данным Рособрнадзора, сейчас в России около 50 тыс. детских садов и яслей. Этого явно мало: более 40% детей дошкольного возраста не имеют возможности попасть туда, утверждают в Институте социальной и гендерной политики. Всего в очереди в детский сад стоят 913 тыс. детей, да и тем, чья очередь подошла, несладко.
40% детских садов переполнены: кое-где наполняемость групп доходит до 138%. Вскоре будет еще хуже, предупреждают эксперты – начался рост рождаемости.
Невозможность отдать ребенка в детский сад не только нарушает конституционное право на доступное бесплатное дошкольное образование. До 40% матерей, отметила исполнительный директор института Наталья Бердникова, "оказываются перед дилеммой – ребенок или карьера", – и лишаются возможности трудоустроиться. А матери-одиночки, особенно несовершеннолетние, в массовом порядке бросают своих детей, превращая их в социальных сирот, сообщила Бердникова.
Государство, призывая на словах к повышению рождаемости, не торопится вкладываться в систему дошкольного образования.
Официальных данных по экономике дошкольного образования не найти: никакой статистики по этой проблеме не ведется, а официальные показатели бюджетных расходов на одно "садо-место" изъяты из бюджета и запрятаны в отчетах Казначейства. "Экономика дошкольного образования – зона, где не ступала нога человека. Родители ничего об этом не знают, а государство делает все, чтобы они и впредь оставались в неведении", – убеждена главный научный сотрудник Института экономики РАН Людмила Ржаницына. Впрочем, почему это происходит, стало понятно, едва Ржаницына огласила добытые сведения.
По закону № 122 о разграничении полномочий с регионами детские сады отлучили от федерального бюджета и передали на муниципальный уровень, не имеющий средств для строительства новых детских садов и едва покрывающий расходы по латанию дыр в старых. В итоге на одного садовского ребенка консолидированный бюджет (всех уровней) выделяет по 25 тыс. рублей в год или 2 тыс. рублей в месяц. Сюда входит абсолютно все – капстроительство, питание, лечение и воспитание с образованием.
А это значит, что детские сады по-прежнему финансируют по остаточному принципу. И выживают они за счет поборов с родителей.
Родители уже не ропщут: по последним опросам Института экономики РАН, 60% семей готовы доплачивать за "видимое улучшение качества дошкольного образования" – и это при том, что "вообще-то наш народ платить не любит. Ни за что",– отметила Ржаницына. (По данным Центра мониторинга и статистики образования "за качество детсада" готовы доплачивать до 70% родителей).
Добровольно-принудительные взносы существенно улучшают положение действующих детских садов, но нового на них не построить – типовой детсадик в регионе стоит порядка 75 млн рублей, а таких денег нет не только у родителей, но и у муниципалитетов. Чтобы увеличить количество садовских мест в таких условиях, те придумали другую хитрость – перекройку существующих детсадов. В регионах началось массовое перепрофилирование физкультурных кабинетов в группы и реконструкция детсадов за счет "пристроя" или "надстроя".
В некоторых регионах (например, в Петербурге и Москве) городские власти начали досрочно расторгать долгосрочные аренды детсадовских зданий и вступили в полосу судебных процессов.
А ведь помимо капстроительства системе дошкольного образования необходимы средства на выполнение своей основной задачи – развитие детей. Решить проблему в комплексе, по мнению участников слушаний, можно лишь переложив ответственность за детские сады с нищих муниципалитетов на все три уровня власти – федеральный, региональный и местный: "только на федеральном уровне можно решить задачу капстроительства и повышения воспитательских зарплат", – отметили они.
При этом развитие системы дошкольного образования должно быть включено самостоятельным направлением в нацпроект "Образование" – и тому есть все предпосылки, убеждены участники обсуждения.
С одной стороны, рассказала "Газете.Ru" Наталья Бердникова, "в правительстве есть понимание остроты проблемы – это только что признал на заседании президентского совета первый вице-премьер Дмитрий Медведев". С другой, заверила "Газету.Ru" Людмила Ржаницына, "сейчас такая возможность реальна как никогда: какой политик сможет отказать общественности в такой просьбе в предвыборный год?!"
А чтобы сделать "серьезных людей", "стоящих у руля и распоряжающихся большими деньгами и крупной недвижимостью", более сговорчивыми, правозащитник Борис Альтшулер предлагает создать мощное общероссийское общественное движение "Сердитые матери".
"Сердитые женщины – это серьезно. Только они смогут подтолкнуть власть в нужном направлении", – убежден он.
Текст: Марина Лемуткина
Источник:
Газета.Ru