Страх малыша – это нормальная реакция на познание окружающего мира. Перед родителями стоит очень важная задача – воспитать в ребенке осторожность, но при этом не запугать его.
Для каждого возраста характерны свои страхи. Так многие трехлетние малыши боятся одиночества, темноты и замкнутого пространства. Многим присущи страхи, которыми их наградили искусственно, при помощи сказок или угроз: сказочных героев, пожара, кататься с горки, идти к врачу и т.д.
Родителям в это время следует просто тактично поддержать ребенка, не нагнетая обстановку. Однако, если страхи носят невротический характер, то стоит обратиться к психологу или психотерапевту.
Старшие дошкольники чаще испытывают страх смерти, который достигает своего апогея в 6–7 лет. Появление страха смерти означает постепенное завершение "наивного" периода в жизни ребенка, когда он еще верил в чудеса, сказочных персонажей… О том, что ребенок боится смерти, можно догадаться по его страшным снам: они о нападениях, огне и пожарах, болезнях (чаще у девочек) и разбушевавшейся стихии (чаще у мальчиков).
В 7–8 лет дети боятся уже не столько своей смерти, сколько смерти родителей. Однако у чувствительных детей страх смерти может сохраняться в виде необъяснимой для окружающих боязни покойников, скелетов, "черной руки"…
Многие родители, обучая ребенка навыкам безопасности, не задумываясь, сеют в его душе новые страхи. "Не гладь собаку – можешь заразиться", "Не выходи из дома один – попадешь под машину"… Стремясь предупредить об опасности, взрослые не щадят красок, живописуя вредоносность микробов на невымытых руках, рассказывая, как ограбили хозяина, открывшего дверь незнакомым… Чем тревожнее чувствует себя взрослый в окружающем мире, тем безграничнее его страх за своих детей, и тем драматичнее и подробнее будут его рассказы-страшилки, призванные научить ребенка избегать опасностей.
За страхами ребенка нередко стоят:
чрезмерная принципиальность родителей или чрезмерная сдержанность в выражении чувств при большом количестве предостережений, опасений, тревог. Ребенок чувствует себя ненужным, не может полагаться на родителей как на источник безопасности, авторитета и любви;
большое количество запретов со стороны родителя того же пола или полное предоставление свободы ребенку родителем другого пола;
многочисленные нереализуемые угрозы со стороны взрослых в семье. Родители часто используют механизм устрашения, когда у них нет сил и времени отвлекаться на ребенка, они раздражены. Например: "Заберет тебя дядя в мешок", "Не будешь слушаться – сделают укол", "Вот уеду от тебя"… Подобная схема устрашения пагубна. Во‑первых, если ее часто использовать, то можно подорвать веру ребенка в доброжелательность окружающего мира. А во‑вторых, здесь кроется очень опасный мотив: "Когда будет плохо, тогда и узнаешь!", внутренняя сущность которого выявляет скрытую агрессию взрослого против ребенка. У старших дошкольников возникновению страхов чаще способствуют оскорбления, унижающие чувство собственного достоинства: "Бестолочь!", "Чтоб ты провалился!"…
Преодолеть страхи помогают игровые методы коррекции. Все дети любят фантазировать, воспользуйтесь этим: предложите малышу сочинять сказочные истории с хорошим концом, в которых он сильный и смелый.
Если малыш боится темноты, замкнутого пространства, зажгите лампу, когда он ложится спать, положите ему в кровать любимую игрушку, а когда он играет, не закрывайте дверь в его комнату. Учите преодолевать страх с помощью проигрывания ситуаций (если боится врача – поиграйте в больницу; если боится темноты, поиграйте в разведчиков…).
И обязательно поощряйте развитие самостоятельности, пусть ребенок чувствует, что он многое умеет, многое знает.