Ни для кого не секрет, что в настоящее время своего ребенка принято развивать чуть ли не с пеленок.
Однако, как предупреждают специалисты, интеллектуальные гонки часто приводят к проблемам со здоровьем. Методики раннего развития, конечно, закладывают основы интеллекта в ранние годы.
- К трём годам развитие клеток мозга завершается на 70%, а к семи годам - на 90%, - рассказывает Евгений Мухин, д. м.н., профессор Научного центра неврологии РАМН. - После этого врождённые способности, не получив необходимой подпитки и должного импульса, "засыпают".
Расписание уроков
6 месяцев - пора читать книжки с яркими картинками. Подойдут яркие игрушки разных цветов, фактуры и звучания.
1 год - с ребёнком нужно как можно больше разговаривать.
2 года - активное формирование речи, поэтому необходимы выходы "в свет" и знакомство с другими детьми. Рекомендуются лепка и рисование.
3 года - расширение словарного запаса и работа над правильностью произношения. Пора на групповые развивающие занятия - рисование, лепку, ритмику.
4 года - лучший возраст для начала изучения иностранных языков - знакомства со словами и буквами. Рекомендуются занятия на развитие мелкой моторики - например, собирать конструктор или мозаику.
5 лет - начало обучения чтению и самообслуживанию. Время играть в ролевые игры: одеть, обуть "ребёнка" - куклу, сложить и убрать вещи, посуду.
6 лет - занятия арифметикой, иностранными языками,
посещение спортивных секций. Рекомендуется посещение
подготовительных курсов при школах.
Пик развития умственных и творческих способностей, по мнению специалистов, приходится на период от 1,5 до 3 лет. В этом возрасте развивающие занятия с ребёнком приносят наиболее ощутимый результат. Многочисленные наблюдения детей, обучавшихся с "пелёнок", показали, что большинство из них в начальной школе были отличниками. Среди их сверстников, не прошедших "курса", такой успеваемостью мог похвастаться один из десяти.
Однако успешность занятий с малышами зависит от многих факторов. Главный из них - правильная дозировка. Многие честолюбивые родители стремятся "впихнуть" в своего ребёнка максимум знаний. И поначалу это приводит, казалось бы, к блестящим результатам - малыши приветствуют гостей на английском, трогательно декламируют сонеты Шекспира и уверенно считают - кто до ста, кто до тысячи. Но это не говорит о сверхспособностях малыша.
Полученные знания в лучшем случае оказываются бесполезными, в худшем - приводят к тревожности детей, появлению у них психосоматических заболеваний (бронхиальная астма, дерматиты, экземы) и неврозов. Специалисты заметили и другую закономерность - большинство маленьких "гениев", так же как и их старших коллег, отличает полная неприспособленность к быту. Родители, озабоченные "продвинутостью" ребёнка, не считают нужным тратить время на то, чтобы обучить его необходимым навыкам самостоятельности.
- Чтобы занятия пошли на пользу, они должны проходить в игровой форме - так дети лучше усваивают и запоминают информацию. Ваша цель - не замучить ребёнка зубрёжкой, а разбудить его интерес к окружающему миру. Тогда он сам захочет узнать о нём как можно больше, - считает М. Степанова.