Вялотекущий конфликт между писателем Эдуардом Успенским и художником Леонидом Шварцманом в очередной раз перетек в судебное разбирательство.
На этот раз защитники Шварцмана выдвигают претензии к болгарской косметической компании, с благословения Успенского использующей на упаковке зубной пасты образ мультипликационного персонажа. Шварцмана такой расклад не устраивает. Завтра состоится судебное заседание, на котором возобновится спор о нарушении авторских прав. Чтобы доказать, что Успенский незаконно распоряжается образом Чебурашки, известные мультипликаторы обнародовали вчера "вещдоки".
Как пояснили сторонники Шварцмана, основная проблема заключается в том, что Успенский, по уже сложившейся традиции, без согласия художника дал добро на использование образа Чебурашки. И конечно, не бескорыстно. А вот делиться с художником вырученными средствами он не собирается, что, естественно, последнего расстраивает. Но больше всего художник переживает из-за того, что Успенский насильно лишает его отцовских прав на Чебурашку. В защиту Шварцмана встала вся старая гвардия мультипликаторов, которые утверждают, что собственными глазами видели, как создавался мультик "Крокодил Гена и его друзья" и кто работал над образами его героев.
Главный аргумент в пользу Шварцмана представил режиссер и художник мультипликационных фильмов Юрий Норштейн. Он показал журналистам чертежи и эскизы Чебурашки, а также крокодила Гены и Шапокляк, датированные 1968 годом и подписанные Шварцманом. А эскизы, согласно закону об авторском праве, уже являются неоспоримым доказательством того, что права на созданный образ принадлежат Шварцману, то есть тому человеку, который их нарисовал.
Успенский, однако, продолжает настаивать на том, что, раз он создал литературный образ, значит, и все права принадлежат ему. Но, как утверждает Шварцман, по тому рассказу о Чебурашке, который есть в книге Успенского, можно нарисовать миллионы зверушек: там нет его детального описания. А это значит, что воплощенный в мультике Чебурашка – не что иное, как придуманный Шварцманом персонаж. Солидарен с художником и Норштейн, он говорит, что даже диснеевский Микки-Маус похож на того самого невиданного зверя из книги Успенского.
Этот конфликт, скорее всего, будет длиться вечно. Потому что Успенский на правах автора разрешает производителям различной продукции использовать литературный образ героя из своего рассказа. А компании ленятся придумывать нового Чебурашку и эксплуатируют шварцмановского, лишь немного видоизменив его. И тут уже Шварцману приходится отстаивать свои права. Именно по этой причине в суды периодически вызывают представителей разных компаний, в разных видах штампующих "ушастиков".
Источник:
Новые Известия