Ученые провели очередное исследование и выяснили что к концу 2-го года жизни дети узнают себя в зеркале. К концу 1-го полугодия жизни зеркальный образ вызывает у малыша исследовательский интерес: он не только улыбается себе, но и обследует свое отражение руками, обводя контур лица, дотрагиваясь до отражения руки.
В первые месяцы 2-го полугодия дети охотно соотносят свои реально совершаемые движения с наблюдениями в зеркале. Они шевелят пальчиками, размахивают ручками, глядя в зеркало и прослеживая взглядом отражение своих движений, а иногда переводят взгляд с руки на ее отражение в зеркале.
К концу 1-го года дети уже подолгу играют со своим отражением, совершая множество ритмических и мимических действий. В этом возрасте малыши уже способны использовать зеркало как средство, благодаря которому можно корректировать свой внешний облик.
Если ребенок радостно относится к своему зеркальному отражению, значит, у него все хорошо. Если же близкие мало интересуются младенцем, редко играют и нечасто разговаривают с ним, если ребенок для мамы и папы скорее "объект ухода", нежели полноценный человек, он будет равнодушен к своему отражению в зеркале. Такой малыш вряд ли станет играть перед зеркалом, красоваться, строить рожицы.
Зеркало может помочь малышу в формировании своего образа. В самом деле, когда ребенок перед зеркалом, сравнивая реальный предмет с отражением, размахивая рукой, снимает и надевает шапочку или платочек, трогает свои щеки, лоб, рот – он проверяет свои знания о себе и формирует новые (и это же я!), в результате образ себя становится обобщенным и стабильным.