Госдума приняла во втором чтении законопроект об обязательном полном среднем образовании. Правда, школьники не будут учиться до 20 лет и переводиться из класса в класс с двойками – эти поправки из проекта исчезли. Вместо них появились другие: изданием учебников теперь будут управлять чиновники.
В среду Государственная дума подавляющим большинством голосов приняла во втором чтении законопроект, вводящий обязательное полное среднее (общее) образование.
Идея обязательного всеобщего среднего образования принадлежит Владимиру Путину. Потому законопроект попал в число первоочередных. Как сказано в проекте, с 1 сентября 2007 года все три ступени общего образования – начальная, средняя и старшая – станут обязательными, а продолжительность школьного образования увеличится с нынешних 9 до 11 лет.
Проблема лишь в том, как заставить учиться по усложненным программам старших классов тех, кто этого не хочет или не может.
Никакой ответственности учащихся за уклонение от занятий в старших классах в законе нет и быть не может. Поэтому сначала законодатели попытались решить проблему, предельно растянув школьные годы для неуспевающих. Поначалу авторы проекта попытались увеличить максимальный возраст школьника до 20 лет, а школу обязать переводить двоечников из класса в класс с неликвидированными задолженностями. Не забыли парламентарии также о малолетних преступниках и подозреваемых в совершении преступлений: для них пенитенциарная система должна была раскинуть в СИЗО и КПЗ сеть образовательных учреждений, позволяющих получить полное среднее образование между допросами – без отрыва от тюремной камеры.
Однако предлагаемые новшества не встретили понимания.
"Я совершенно убежден: не дело, чтобы 20-летний оболтус сидел в одном классе с 15-летними девочками. Это будет все что угодно, но только не учеба",– заявил "Газете.Ru" глава профильной комиссии Общественной палаты Ярослав Кузьминов.
Нельзя, считают специалисты, и переводить из класса в класс с двойками, потому что это "прямой путь к разрушению мотивации к учебе", а значит, и к профанации идеи полного среднего образования.
В итоге под давлением образовательного сообщества и Общественной палаты Минобрнауки, а вслед за ним и Госдума согласились ко второму чтению скорректировать законопроект.
Палата проголосовала на редакцию, в которую не попала ни одна из спорных позиций.
После введения обязательного полного среднего образования предельный возраст школьника не превысит нынешних 18 лет; хронические двоечники будут доучиваться в 10-м и 11-м классах не вместе со всеми, а по другим формам обучения (например, экстерном или в вечерних школах); а в СИЗО и КПЗ не появятся учебные аудитории и не будут проходить астрономию с обществознанием.
Правда, Госдума неожиданно приняла ряд принципиально новых поправок. Изменения возникли из ниоткуда и фактически не имеют отношения к теме обязательного полного среднего образования: буквально за неделю до второго слушания их с голоса принял комитет по образованию. Прежде всего, законопроект ограничивает право издавать учебники и учебные пособия. Сейчас это может делать любое издательство, выигравшее конкурс.
В случае принятия закона свободной конкуренции между издательствами наступит конец. Кому из них брать многомиллиардные заказы на печатание учебников, будут решать не тендеры, а "органы власти", то есть чиновники.
Число издательств, имеющих право на выпуск данной продукции, резко ограничится.
Одновременно вводится и еще одно новшество. Существующий ныне федеральный перечень учебников, рекомендованных для школы, дополнится региональным. В него, помимо учебников из федерального списка, войдут также учебные пособия.
Отныне учебные пособия также должны будут получать грифы "рекомендовано" или "допущено" для преподавания в школе. Многообразие ограничится и здесь.
В думском комитете по образованию считают, что все это "к лучшему". Усиление госконтроля позволит улучшить качество учебной литературы, "а то у нас вся история переписана за счет Фонда Сороса", – заявила "Газете.Ru" зампред комитета Валентина Иванова. "У нас работают уполномоченные банки, которые ведают образовательными кредитами – так почему бы не быть уполномоченным издательствам? Надо только создать систему критериев для их отбора", – говорит она. Впрочем, отберут немногих: по мнению Ивановой, для печатания школьных учебников вполне достаточно 5–6 издательств.
Издатели же расценивают неожиданную инициативу Госдумы в области книгоиздательства актом чистого лоббизма.
"Это – один из шагов, направленных на будущую монополизацию рынка школьной литературы. Ряд издательств пытаются стать ведущими игроками на этом поле",– заявил "Газете.Ru" директор Ассоциации издателей и пользователей учебной литературы "Русский учебник" Борис Кузнецов.
В Общественной палате вводимый механизм отбора издательств также считают спорным.
"Общественная палата выступает за повышение качества учебников. Особенно – за их очищение от мотивов ксенофобии и национализма, – заявил "Газете.Ru" Ярослав Кузьминов. – Только почему они пытаются подменить оценку качества книг оценкой качества издательств? Такой подход неэффективен, а кроме того, он деформирует рынок". "В отсутствие четко прописанного механизма реализации этот шаг может привести к лоббизму и установлению лобового диктата государства",– дополнила "Газете.Ru" картину член Общественной палаты Любовь Духанина.
Марина Лемуткина
Источник:
Газета.Ru