В областном центре около 15 тыс. детей имеют определённые ограничения здоровья. В последнее время для их реабилитации и обучения в городе появляется всё больше различных центров. На минувшей неделе открылся центр канистерапии на улице Крылова.
Канистерапия – это метод реабилитации с использованием специально отобранных и обученных собак. Существуют и другие виды терапии с помощью животных: иппотерапия (с лошадьми), дельфинотерапия и фелинотерапия (с кошками). В Омске уже возобновил свою работу центр иппотерапии, а теперь появился и центр, где детей лечат общением с собаками.
Канистерапия применяется при множестве заболеваний. Например, синдром дефицита внимания и гиперактивности – в наше время распространённый диагноз. Таким детям сложно выполнять задания по инструкции в чёткой последовательности. После канистерапии ребята становятся более послушными и спокойными. Для ребятишек с задержкой психического развития проводятся групповые занятия в форме праздника. Целый комплекс упражнений разработан для детей с церебральным параличом.
– С 2012 года мы плотно занялись канистерапией, потому что она у нас в России, к сожалению, медленно набирает обороты, – рассказывает Наталья Чайка, президент общественной организации "Федерация кинологического спорта и спортивно-прикладного собаководства". – Деятельность не лицензируется, это не лечение, это – реабилитация. Наша цель на самом первом уровне развить у детей гуманное отношение к собаке, элементарное умение с ней общаться, потому что многие дети не знают простейших норм обращения с животным. Мы стараемся объяснить родителям, как нужно учить ребёнка правильно воспринимать животное.
Ещё до открытия центра начало поступать множество звонков от родителей, ведь они используют каждый шанс для того, чтобы помочь своим детям. Тем более, в отличие от многих других вариантов, здесь лечить детей будут бесплатно.
Разные заболевания призваны лечить разные собаки. Фото: АиФ / Александра Горбунова
– Очень много желающих ходить в наш центр. С одной стороны, это конечно хорошо, с другой – немного страшно, – признаётся Наталья Коновалова, вице-президент общественной организации "Федерация кинологического спорта и спортивно-прикладного собаководства". – Я три года работаю вместе со своей собакой Чемпи в кировском детском доме, каждый год набираю 30 ребятишек. А теперь администрация выделила нам отдельное помещение.
Собака может работать от 15 до 40 минут в день примерно с тремя детьми, потому что для животного это очень большая эмоциональная и физическая нагрузка.С детьми с различными диагнозами работают разные животные. Но каждая собака должна быть дрессированной, обладать хорошей нервной системой. Важно отсутствие агрессивности у собаки как по отношению к людям, так и по отношению к другим животным. В первую очередь собака проходит тест послушания – она должна слушаться хозяина беспрекословно. Кроме того, она должна уметь показывать трюки, а главное – любить детей. Уже в процессе работы животное обучают игровым упражнениям. Порода не имеет значения, важен характер и темперамент. Дворняжки работают с детьми не хуже породистых собак.
Занятия помогают детям преодолеть страх в общении не только с собакой, но и в коллективе. Реабилитация часто проходит в рамках групповых занятий. Занятия с собаками помогают развить коммуникативные навыки, самоконтроль и самоорганизацию детей, цветовосприятие и моторику.