Процессы мышления и речи взаимосвязаны друг с другом самым тесным образом. Поэтому очень важно развивать ребенка всесторонне и комплексно. К огромной радости, у обычного малыша с рождения есть все необходимые возможности, чтобы научиться усваивать речь окружающих и научиться разговаривать самому. Это наследственные способности, заложенные самой природой. Однако развивать их – задача родителей, которым необходимо общаться с ребенком, уделяя пристальное внимание формированию его речевых навыков.
График развития речи здорового малыша на первом году жизни
1 месяц – ребенок реагирует на слова, которые предназначены ему, отмечается способность несколько минут активно слушать взрослого.
2 месяц – улыбается, когда к нему обращаются.
3 месяц – малыш активно жестикулирует, реагирует на произнесенные взрослыми слова активной мимикой, улыбкой и гласными звуками.
4 месяц – при общении со взрослыми у малыша может проскользнуть смех.
5 месяц – малыш не только "гулит", пытается произнести согласные звуки, но и меняет их звучание и интонацию. Ребенок в этот период внимателен к направлению звука.
6 месяц – звуки начинают складываться в слоги, проскальзывают "правильные" словечки, малыш узнает голоса взрослых и даже понимает значение той или иной интонации.
7 месяц – ребенок учится привлекать к себе внимание, может поддерживать игровое общение со взрослым с помощью осмысленных звуков.
8 месяц – малыш ритмично повторяет согласные звуки, которые в это время даются ему нелегко.
9 месяц – активно жестикулирует, общается со взрослыми с помощью звуков и сам инициирует общение.
10 месяц – в запасе звуков у малыша появляется сочетание схожее с "ля-ля", "ма-ма" и другие похожие по звучанию "слоговые слова".
11 месяц – малыш пытается комментировать то, что видит, активно жестикулирует, увеличивается количество используемых слогов.
1 год – ребенок может понимать, как отдельные слова, так и некоторые предложения, которые может соотнести с конкретным действием или предметом. Малыш способен реагировать на просьбы, а его "слоговый" запас увеличивается до 5-7.
Как помочь ребенку?
Есть много методов, которые существенно улучшают развитие речи ребенка и помогают скорректировать некоторые дефекты. Большинство способов может применить только опытный логопед, но даже те, которые вполне осуществимы в домашней обстановке, рекомендуется применять под наблюдением квалифицированного специалиста.
- Первое правило нормального развития ребенка – это постоянное общение с ним взрослых, начиная с момента рождения. Значение речи, которая окружает ребенка переоценить практически невозможно, в некотором смысле именно общение с родителями формирует у новорожденного первое представление о мире и "делает" из младенца полноценного человека. Поэтому, нужно, чтобы взрослые разговаривали с малышом правильно и эмоционально. Главная роль в первые месяцы жизни ребенка отводится маме. Мама для младенца – это основа основ, источник тепла и любви. Именно к ее голосу ребенок прислушивается больше всего.
- Однако, общение малыша с миром не должно замыкаться только на родственниках, которые не оставляют его ни на шаг. Его обязательно нужно познакомить с другими детьми. Общение с ними даст ребенку возможность развития и глубокого понимания окружающей действительности. В обществе ровесников, ребенок сможет себя проявить, поделиться своими мыслями, и усвоить намного больше полезных навыков.
- Для того, чтобы ребенок усваивал речь успешнее, разговор с ним нужно сопровождать тактильными и зрительными ощущениями. Иными словами, у малыша должна быть возможность прикасаться к предмету во время разговора, видеть мимику и выражение лица человека. Так, у ребенка возникнут необходимые ассоциации с вещами, действиями, предметами и людьми.
- Родителям нужно уделить максимум времени для того, чтобы познакомить маленького человека с большим миром вокруг него. Нужно называть окружающие предметы, говорить о них, сообщать малышу об их свойствах и предназначении.
- Одним из самых действенных методов развития речи и мышления ребенка является чтение. Частенько бывает, что малышей на столько увлекает процесс чтения, что они, подражая взрослым, берут книжку в руки и самостоятельно пытаются изучить, что же в ней написано. Короткие рассказы или истории дети вполне могут выучить и потом с огромной радостью пересказывать другим.
- Игра – лучшее средство для того, чтобы развить в ребенке практически любой навык. Действительно интересная игра приносит малышу удовольствие и является огромным стимулом для повышения словесной активности и правильного восприятия речи. Многие родители знают, что, даже играя в одиночестве, дети постоянно разговаривают сами с собой, пытаются выразить собственные мысли, комментируют свои действия, пробуют высказать свои ощущения и переживания. В этих вещах помощь взрослых тоже окажется не лишней.
- Регулярно рассказывайте ребенку истории, стихи, недлинные сказки. Такое общение разовьет у крохи творческую фантазию, мышление и речь. Хорошо, если несколько сказок вы сможете рассказать наизусть и донесете до ребенка эмоциональный фон того или иного содержания. Малыш будет видеть взрослого и лучше воспринимать смысл повествования, а взрослый сможет видеть ребенка и следить, чтобы он не отвлекался и слушал его очень внимательно.
Ну и, конечно, не забывайте, что квалифицированную помощь вы можете получить у специалиста-логопеда.
Автор: Денис Сетин