Детей в Татарстане будут обучать конструировать роботов, начиная с детского сада, заявил 5 марта министр образования и науки Республики Татарстан Энгель Фаттахов на первом семинаре по робототехнике в Казани. Министр уверен, что это поможет Татарстану воспитывать квалифицированные инженерные кадры для ведущих предприятий республики. В 2014 году на развитие таких кружков и площадок технического творчества при школах из бюджета было выделено порядка 60 миллионов рублей, а охватить ими планируется до 10 000 детей.
Как рассказал Энгель Фаттахов, министерство образования и науки РТ делает ставку на развитие образовательной робототехники, чтобы выполнить поручение президента РТ Рустама Минниханова. Осенью 2013 года глава республики заявил о том, что в республике наблюдается нехватка специалистов для промышленных предприятий. Минобр Татарстана решил готовить будущих инженеров, начиная с дошкольного возраста. "Татарстан - промышленный регион, где активно развиваются машиностроение, нефтехимия, нефтепереработка, авиастроение. Наша задача обеспечить ведущие отрасли нашей экономики кадрами. Без инженеров мы не можем обеспечить рост объемов производства промышленной продукции", - заявил глава минобрнауки РТ.
По словам Э.Фаттахова, 2013 и 2014 годы в Татарстане объявили годами математики и физики. Помимо математики, отметил министр, особое внимание отныне уделяется таким дисциплинам, как инженерная графика и развитие технического творчества. Министр уверен, дети будут увлечены образовательным процессом, а педагоги смогут определить таланты своих подопечных и, соответственно, их будущую специальность.
Он рассказал, что за последние 2 года в республике уже открыли 38 базовых площадок для занятий техническим творчеством, порядка 300 технических кружков. Финансирование соответствующей программы "Школа после уроков", сообщил он, в последние 2 года превысило 350 млн рублей. В 2014 году на развитие техтворчества и робототехники планируется выделить порядка 60 млн рублей.
Чтобы открыть площадку или кружок технического творчества, рассказал Э.Фаттахов, школа должна выиграть в конкурсе проектов. Образовательное учреждение, прошедшее конкурсный отбор, получает от министерства образования РТ 3-5 млн рублей на открытие.
"Мы ставим задачу в каждом муниципальном образовании открыть по такой базовой площадке и определить ведущие школы, где бурно развивается детское техническое творчество. И робототехнику мы считаем основой для развития в этом направлении", - отметил Энгель Фаттахов. Отвечая на вопрос РБК-Татарстан, министр сообщил, что республика планирует наращивать образовательный потенциал в этом направлении в течение ближайших 5 лет.
Как сообщила в интервью РБК-Татарстан заместитель министра образования и науки РТ Светлана Гиниатуллина, в 2014 году в республики откроют еще 11 площадок, на которых дети смогут изучать науки, конструируя роботов. В результате, охвачены будут все 49 муниципалитетов РТ, включая каждый из районов Казани.
В настоящее время, по словам замминистра, проектом уже охвачено порядка 4,5 тысяч школьников, в ближайшие годы, по прогнозам минобра РТ, роботехникой начнут заниматься не менее 10 тысяч татарстанских детей. Для учителей, по словам С.Гиниатуллиной, в Казани, Н.Челнах, Альметьевске и Нижнекамске организовали стажировки по востребованным специальностям – судо-, авто- и авиамоделирование и другим. На данный момент стажировку прошли уже порядка 200 педагогов, которые обучают детей основам технического творчества.
По словам С.Гиниятуллиной, техническое творчество школьников активно поддерживают предприятия республики. Только та школа, что заручилась поддержкой партнера, отметила она, может претендовать на открытие площадки техтворчества. "ICL-КПО ВС, Казанский вертолетный завод, КМПО, Альметьевский радиоприборный завод, КБ Туполева, казанский "Эникс" сотрудничают со школами республики в развитии технического творчества, - рассказала С.Гиниятуллина, - в Набережных Челнах "КАМАЗ" выделил на эти цели 700 тысяч рублей. В 2013 году от предприятий, софинансирующих такие проекты, поступило порядка 12 млн рублей: это и денежные средства, и расходные материалы для творчества, и оборудование".
Как отметил заместитель генерального директора ОАО "ICL-КПО ВС" Евгений Степанов, важно не только учить детей математике, физике, механике. Для воспитания будущих хороших специалистов, заявил он, нужны новые методы, а роботы уже прочно вошли практически во все сферы жизни. По его словам, очень важно, что татарстанские дети могут получить знания, как проектировать роботов и использовать их, поскольку лет через 5-10 эти технологии станут необходимостью.