Более двадцати тысяч российских школьников приняли участие в экспериментальном ЕГЭ по иностранному языку. Его сдача происходила в устной форме, чтобы проверить и ребят, и технику. Ведь беседовать школьникам пришлось с беспристрастным компьютером.
В аудитории, где школьники ждут начала экзамена, шумно и весело, как во время перемены. Кто- то рисует, кто-то рассказывает анекдоты. Задача психологов - помочь ученикам справиться с волнением. Начнут нервничать - не смогут и слова вымолвить. А на экзамене нужно говорить. Устная часть так и называется - "говорение".
"Мне кажется, что часть "говорение" - это разумное решение ввести ее. Потому что умеешь ты говорить на этом языке или нет, нельзя судить знания самого языка только по тестам", - сказала Даниэла Фегина.
Правда, школьники будут говорить не с учителем, а с компьютером. Отношение к такому эксперименту у старшеклассников неоднозначное. К примеру, для самых стеснительных - это настоящее спасение. Срабатывает эффект свободного микрофона.
"Наверно, будет легче, потому что не будет напротив тебя человек и постоянно что-то записывать, и ты будешь думать, что ты постоянно ошибаешься и нервничать. А так ты будешь говорить, будешь думать, что ты говоришь правильно и тебе будет легче", - говорит Карина Хартанович.
"Невозможно понять свои ошибки, невозможно увидеть реакцию. Намного проще общаться на английском с людьми, потому что ты видишь их мимику", - сказала Александра Андреева.
Задания в устной части экзамена по английскому - прочитать текст, описать то, что видишь на одной из предложенных картинок и подготовить вопросы для воображаемого собеседника. На все это отводится 15 минут. Понятно, что времени на подготовки нет. Здесь нужны навыки спонтанной речи.
Устный ответ ученика записывается на флеш-накопиель. Оценивать запись будут эксперты - учителя иностранных языков. Причем, с этого года вводится перекрестная проверка результатов. В одном регионе выпускники пишут работы, а в другом - педагоги их проверяют. Чтобы избежать предвзятого отношения к школьникам.
В случае спорных моментов, запись можно еще раз прослушать на заседании апелляционной комиссии. Кстати, как на экзамен, сегодня пришли и сами устроители ЕГЭ: руководители пунктов проведения испытаний, учителя-наблюдатели, разработчики программного обеспечения. Тренировки им нужны не меньше, чем школьникам. Сейчас главное - понять, как исключить технические накладки.
"Есть много нюансов, в частности, когда ребенок отвечает и наговаривает на компьютер, то предусмотрена двойная технология записи, то есть записывается сам монолог выпускника и одновременно записывается общий фон аудитории", - сообщил помощник руководителя Рособрнадзора Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Сергей Шатунов.
Насколько ученики волновались, можно было судить уже после экзамена. Воссоздать диалог на английском языке уже с реальным человеком школьники отказывались. Вот что значит языковой барьер. Получается, монолог для них все-таки привычнее.
На этом эксперименты не заканчиваются. На следующей неделе школьники будут сдавать информатику, причем, исключительно за компьютером - в этом все новшество. Видя, как ученики волнуются, учителя не устают повторять: тренировочные экзамены проводятся для того, чтобы опробовать новые технологии. Результаты никаким образом не отразятся на текущих оценках.