Российским школьникам не обеспечивают доступного, качественного и бесплатного среднего образования. Об этом заявила Генпрокуратура, которая провела соответствующую проверку. В Минобрнауки, куда направлено представление прокуроров, эту информацию пока не комментируют.
Союз Генпрокуратуры с общественным движением "Образование для всех" по защите права на бесплатное и доступное образование, о возможности которого "Газета.Ru" писала в конце апреля, реализовался. Проведя с подачи движения масштабную проверку российских школ, Генпрокуратура выявила там массовые нарушения.
По итогам проверки, как рассказали "Газете.Ru" в пресс-службе Генпрокуратуры, было подготовлено представление "Об устранении нарушений законодательства, гарантирующего право на получение основного общего образования". 28 апреля его подписал первый заместитель генпрокурора Сергей Фридинский, после чего представление ушло в министерство образования и науки. Второе представление – о нарушениях, выявленных в области обеспечения здоровья школьников, Фридинский одновременно направил в Министерство здравоохранения и социального развития.
Как подчеркивают в Генпрокуратуре, "право несовершеннолетних на получение общего образования нарушается повсеместно", и чаще всего – права на общедоступность и бесплатность среднего образования.
Одним из самых типичных нарушений права на доступность среднего образования, отмечается в представлении, является прием в школы "на конкурсной основе после собеседования". Повсеместно практикуется ограничение набора в школы по принципу территориальности, администрация школ вводит правила, закрепляющие приоритет в приеме за детьми своих сотрудников.
В нарушение закона "Об образовании" детей заставляют сдавать вступительные экзамены в школу.
"Зачисление учащихся в школы производилось по результатам экзаменов, тестирований, собеседований, заключений психолого-педагогических комиссий. Прием в последующие классы – также по итогам собеседований и с учетом личных достижений", – отмечается в представлении Генпрокуратуры. Самые сильные нарушения зафиксированы в Приморском крае, Волгоградской, Псковской областях и в Москве. Здесь делаются попытки легализовать положения о конкурсном наборе детей, зафиксировав их в уставах школ.
Распространены случаи незаконного исключения учащихся из общеобразовательных учреждений (нарушение ст. 19 "Закона об образовании"). И в частности – за неуспеваемость, пропуски занятий, несоблюдение устава, совершение правонарушений. Только в одной из школ города Новомосковска Тульской области за два учебных года отчислено за неуспеваемость 26 учащихся, отмечается в постановлении. Причем исключают "в никуда" – без трудоустройства и постановки на учет в комиссиях по делам несовершеннолетних.
Помимо нарушения прав граждан на доступность образования "повсеместно нарушается принцип бесплатности основного общего образования", констатируется в представлении Генпрокуратуры. В нарушение п. 8 ст. 41 "Закона об образовании" и ст.ст. 1, 4, 5 ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" родительская "помощь" школе носит сплошь и рядом принудительный характер.
В частности, родителей принуждают вносить так называемые "вступительные взносы" при приеме в школы, оказывать благотворительную помощь и делать добровольные пожертвования на различные нужды школ, в том числе финансируемые из бюджета.
Множатся платные услуги. Кое-где в их число попали предметы общеобразовательной программы, а также развивающие и оздоровительные мероприятия (например, кружки, секции, спортивные мероприятия, дискотеки). В некоторых регионах органы управления образованием успели даже установить расценки на оказание таких услуг (Якутия, Приморский край, Волгоградская, Мурманская, Новгородская области). Родителей сплошь и рядом заставляют платить за обеспечение безопасности школ, покупать учебники и даже платить за пользование школьной библиотекой.
Кое-где в ущерб интересам школьников школьная администрация сдает в аренду школьные помещения посторонним людям. В Дербенте (Дагестан) школьные классы, столовые, спортзалы, мастерские сдавались в аренду частным лицам, а дети из-за нехватки помещений учились в три смены. В Москве за получение взятки за предоставление в аренду помещения актового зала школы для проведения там собрания членов гаражно-строительного кооператива был осужден директор школы № 2609.
В ряде мест школьная администрация пытается легализовать "школьные" поборы. Так, "уставами ряда образовательных учреждений Ольгинского муниципального района Приморского края обязанность по организации питания обучающихся возложена частично на родителей. А это полностью противоречит п. 5 ст. 51 закона "Об образовании", отмечается в представлении. Между образовательными учреждениями и родителями учеников заключаются договоры, обязывающие родителей оказывать школе помощь в виде денежных взносов (наличными или по безналу), а также в виде имущества. Решением родительских собраний лица, не имеющие возможности внести средства на ремонт школы, обязываются отработать на ремонте лично либо приобрести строительные материалы. Такие случаи зафиксированы в Новгородской области, в Ямало-Ненецком автономном округе, в Петербурге, в Республике Дагестан. Прокуратурой Петербурга направлено в суд уголовное дело в отношении учителя школы № 262, из-за издевательств которой отказавшийся сдать деньги на ремонт школы ученик 8-го класса Роман Лебедев совершил самоубийство, бросившись под поезд.
Вообще в школах процветает самоуправство, принимающее зачастую корыстный характер. Практически повсеместно "выявлены факты незаконного наложения на учащихся дисциплинарных взысканий" включая денежные штрафы. Так, по приказу директора средней школы № 3 города Валдая Новгородской области за курение в здании школы учеников штрафовали на 50 руб. Только прокурорами Кировской области за два месяца 2006 года принесено 156 протестов на незаконные распоряжения такого рода. При всем том, заботы о здоровье детей школьная администрация не проявляет, отмечается в постановлении. Школьное питание разбалансировано и не отвечает возрастным потребностям детей. Школьные программы перегружены, классы "забиты" сверх меры.
Отмечаются и массовые недочеты в оснащении школ. Многие из них находятся в аварийном состоянии, в некоторых – особенно сельских – отсутствуют удобства включая канализацию, сохраняется печное отопление. "Дети получают образование в неприспособленных для обучения помещениях, с угрозой для жизни и здоровья. В некоторых регионах средства на капитальный ремонт не выделялись десятилетиями",– подчеркивается в представлении.
Страдает и качество образования, подчеркивается в представлении.
Школы сплошь и рядом учат детей, не имея на то лицензий, либо работают по просроченным лицензиям. Местные органы образования ситуацию на местах не контролируют. Эти и другие крупные нарушения Генпрокуратура предлагает Минобрнауки выявить и устранить в кратчайшие сроки.
"Требование полностью обоснованное, хотя количество отмеченных недостатков можно было увеличить на порядок", – заявил "Газете.Ru" сопредседатель движения "Образование для всех", первый зампред думского комитета по образованию Олег Смолин.
Впрочем, подчеркнул он, представление стоило направить не только в Минобрнауки, но и в правительство, поскольку многие из перечисленных проблем, и в первую очередь вызванные недофинансированием, министерство в одиночку разрешить не сможет. Пока же, как сообщили "Газете.Ru" в пресс-службе Минобрнауки, представления Генпрокуратуры не получили. Поэтому комментировать претензии прокуроров там отказались.
Текст: Марина Лемуткина
Источник:
Газета.Ru