Родители московских школьников выступили против создания базы данных на учеников якобы с целью поиска прогульщиков. Как стало известно "Газете.Ru", кое-где власти собирают данные не только на детей, но и на их родителей. Одну из школ, отказавшуюся от составления такой базы, замучили проверками.
Как стало известно "Газете.Ru", часть родителей московских школьников выступила против столичной программы "Всеобуч" по созданию централизованной базы данных на учеников столичных школ. Они отказываются предоставлять информацию, опасаясь, что она попадет в нехорошие руки, рассказал "Газете.Ru" депутат муниципального собрания Южно-портового административного округа Москвы Андрей Курбатов.
Идея "Всеобуча" возникла в 2003 году как средство борьбы с детской беспризорностью и безнадзорностью.
Воевать с этими явлениями решили испытанным методом – путем составления тотальных списков. В декабре 2005 года правительство Москвы приняло положение о создании соответствующей базы данных. Пополнять ее предстояло порайонно и пошкольно.
Сбор первичных данных обо всех детях школьного возраста на территории района возложили на управы, после чего сведения поступали в департамент образования столицы. Одновременно в школах составлялись другие списки, куда заносились данные на реальное число обучающихся детей. Эти списки уходили сначала в окружные управления образования, а затем также в столичный департамент образования. Здесь оба комплекта списков сличаются. Дети, которых не оказалось в школьных списках, и являлись "уклонистами" от среднего образования. Чиновники "берут их в работу", а остальные данные путем обезличивания превращают в статистические сведения, рассказали "Газете.Ru" в юротделе столичного департамента образования.
По словам юристов, в собираемых школами данных нет "никаких личных данных родителей" – только фамилия, имя, отчество ребенка, год рождения, адрес фактического проживания. "Эти сведения защищены всеми возможными средствами в рамках программы "Электронная Москва", – заявил "Газете.Ru" пресс-секретарь столичного департамента образования Александр Гаврилов. Чиновники обещают, что данные из базы департамента никогда не будут переданы в другие органы, и воспользоваться базой с данными на всех московских детей в сомнительных целях будет невозможно. "Мы стоим на защите законных интересов детей",– подчеркнула "Газете.Ru" глава юридической службы департамента образования Москвы Людмила Дорофеева.
Впрочем, в опросниках школьных баз данных все же есть "необязательные поля" с более подробными вопросами персонального характера.
Но как подчеркивают юристы департамента образования, они предназначены сугубо для внутренних нужд школы, и городской департамент образования "никогда их не собирает". Таким образом, подтвердили юристы "Газете.Ru", "если районные органы власти требуют предоставлять им какие-либо дополнительные данные, это – местная инициатива".
Именно на уровне местных инициатив и начались конфликты.
Как рассказал "Газете.Ru" Андрей Курбатов, чиновники Юго-Восточного округа заставляют центр образования № 1804 "Кожухово" подавать "информацию, содержащую фамилию, имя, отчество школьника, место жительства, родной язык, а также сведения о родителях".
Собранные в округе данные идут по инстанциям дальше, что происходит не только без согласия родителей, но и без их ведома, говорит районный депутат. "А это уже чистое нарушение ст. 24 Конституции России", – отметил Курбатов.
Заверения властей, что школьные базы данных надежно защищены, родителей, по словам Курбатова, не убеждают: все знают, что на "Горбушке" или по интернету можно купить и более охраняемые базы – от кредитных и ипотечных до банковских. А когда появились слухи, что создание базы данных совпало по времени с увеличением количества пропавших без вести детей, родители и вовсе заволновались. "Тогда мы опросили родителей, и они написали, что не согласны предоставлять информацию о себе и своих детях ни в какие инстанции", – рассказал Андрей Курбатов "Газете.Ru".
Московская школа № 1804 перестала снабжать округ сведениями и оказалась под натиском постоянных проверок, включая милицейские и прокурорские.
Прояснить до конца позицию Юго-Восточного управления образования "Газете.Ru" не удалось. Там подтвердили, что "Всеобуч" действительно являлся "одним из главных конфликтных вопросов" с центром образования № 1804 и заявили, что не собирали каких-либо сведений о детях, кроме адресов и телефонов родителей. От дальнейших комментариев в управлении уклонились, подчеркнув лишь, что теперь "по "Всеобучу" вопросов у нас больше нет". Сообщить, освободили ли родителей школы № 1804 от подачи информации о себе и о своих детях, в управлении также отказались.
И в округе, и в столичном департаменте утверждают, что школы собирают данные о детях на законном основании. "Прокурорская проверка подтвердила: создание базы данных "Всеобуч" полностью соответствует законодательству", – заявила "Газете.Ru" юрист департамента образования Москвы Людмила Дорофеева.
В самих школах составление списков прогульщиков считают практически бесполезным.
"Как можно выявить не посещающих школу по спискам? Это раньше жили там, где прописаны. Но сейчас-то – нет!", – заявил "Газете.Ru" директор центра образования "Царицыно" Ефим Рачевский. Эффективным, по его словам, является другой путь. Достаточно раз в год составить и направить в департамент образования список детей, которые учились в той или иной школе, затем оттуда ушли, но в новой школе так и не появились. Все эти уходы-приходы оформляются справками, и отследить "потерявшихся" проще простого. Кстати, в Южном округе именно так и делают, разъяснил он.
Текст: Марина Лемуткина
Источник:
Газета.Ru