Подпишитесь на рассылку:  

Новости образования: Школа вредит и тем и другим

30.08.06 16:34 Раздел: Новости образования | Опубликовано: lx | Прочитали: 5016
Реформа образования серьезно портит здоровье школьников. Дети заболевают от непосильных нагрузок, подготовительных курсов и даже интернетизации учебных заведений. Подавляющее число учителей страдают неврозами. А до школ нового поколения, где "все будет хорошо", России еще далеко.

Фото: ИТАР-ТАССВо вторник участники традиционного августовского интернет-педсовета попытались найти ответ на вопрос: "Какая школа нам нужна?" С точки зрения самих учителей (а именно они составляли большую часть участников дискуссии), идеальная школа сводится к формуле: "Дети + здание + оборудованные учебные кабинеты + средства обучения + квалифицированные кадры + мудрое руководство + атмосфера единства всех участников образовательного процесса". Школы нового поколения, по мнению педагогов, должны будут обеспечить детям не только интеллектуальное, но также физическое, эстетическое и нравственное развитие, будут учить детей мыслить и станут одновременно школами здоровья.

Правда, до всего этого – как и просто увеличения числа хороших школ (такими учителя считают те учебные заведения, в которые "и дети, и учителя, и родители идут с удовольствием"), России, признали они, еще далеко.
Как свидетельствуют последние данные опроса, проведенного фондом "Общественное мнение", лишь каждый десятый респондент оценил ситуацию в национальной системе образования как хорошую, 34% считают ее плохой и столько же – 34% – удовлетворительной.

Помимо посредственного образования сегодняшних школьников подстерегают и проблемы со здоровьем.
По данным директора НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМН Владислава Кучмы, в России налицо стойкая тенденция ухудшения состояния здоровья детей и подростков. Причем растет число "школьных" болезней: отклонений в развитии костно-мышечной системы и зрения.

Одной из причин превращения школьников в больных-хроников в НИИ гигиены и охраны здоровья детей считают неоправданно высокие, "запредельные" нагрузки. В первую очередь среди причин учебной перегрузки они выделяют "неэффективное содержание общего образования" и "запредельную интенсификация учебного процесса". Как признают даже в Минобрнауки, в значительной степени это происходит "из-за перегруженного, нефункционального содержания, оторванного от реальных жизненных потребностей". Именно по этой причине более половины школьников не усваивают сейчас свыше 60% программного материала по математике, физике, химии, биологии, отмечают в НИИ гигиены и охраны здоровья детей.

Начатое реформирование школьного образования не снижает, а лишь увеличивает нагрузки школьников, отмечают специалисты.
Прежде всего, детям вредит насаждение предшкольного образования, подчеркивают они. "Современные шестилетки платят высокую цену за поспешность взрослых, отдавших их в школу так рано. Именно у детей 6 лет диагностируется наиболее высокий уровень школьной дезадаптации и тревожности, лежащих в основе нарушений их психического здоровья. А раннее начало обучения детей пяти лет без соблюдения надлежащих условий и вовсе приведет к ухудшению их здоровья", – утверждают специалисты.

Усугублением проблемы здоровья школьников чревато и начавшееся введение профильного обучения в школе, утверждает Кучма. Сейчас, по его данным, профильное обучение вводят без сокращения базового компонента учебных планов, в результате чего образовательная нагрузка в профильных классах неимоверно возрастает.

Боком для школьников, по данным Кучмы, выходит и гордость Минобрнауки – проект подключения школ к интернету.
Как утверждают школьные гигиенисты, "зрительное утомление, развивающееся при чтении с экрана дисплея значимо выше по сравнению с чтением с листа – при равных объемах зрительной работы на 65-100% у учащихся младших классов и на 30% – у учащихся средних и старших классов". "Это дает основание рассматривать их в качестве визуально-агрессивной среды". А, значит, всеобщей "интернетизации" должна была предшествовать разработка гигиенических требований к многоцветным дисплеям, подчеркивают они.

Впрочем, справедливости ради надо признать, что неблагополучно, как оказалось, обстоит дело со здоровьем не только школьников, но и их учителей.
"Показатели психологического здоровья современного учительского корпуса неутешительны: у трети учителей показатель социальной адаптации не выше, чем у больных неврозами. По некоторым данным, невротизация среди учителей достигает 70%", – свидетельствуют данные исследований специалистов.

Текст: Марина Лемуткина

Источник: Газета.Ru
 
Похожие темы
Дополнительные ссылки