На протяжении 2007-2017 лет Министерство Украины по делам семьи, молодежи и спорта рассчитывает реформировать систему заведений для детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки. Об этом сообщили в пресс-службе министерства.
В соответствии с Указом Президента Украины "О первоочередных мерах по защите прав детей" от 11 июля 2005 года № 1086, одним из направлений улучшения социальной защиты детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, создание надлежащих условий для социально-психологической адаптации, реализация их права на семейное воспитание, на здоровое развитие, определено реформирование системы заведений всех форм собственности для детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки.
Основные направления определены Концепцией Государственной программы реформирования системы учреждений для детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, одобренной распоряжением Кабинета Министров Украины от 11 мая 2006 г. № 263.
Последующим шагом реформирования в Украине системы заведений для детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, является разработка Государственной программы реформирования заведений для отмеченной категории детей, проект которой практически одобрен большинством заинтересованных органов центральной исполнительной власти.
Ведущее место на этом пути должно занимать предупреждение потери ребенком семейного окружения, активизация усыновления детей гражданами Украины, установления и повышения эффективности опеки и заботы, создания и функционирования сети семейных форм воспитания, в частности, детских домов семейного типа, приемных семей, обеспечения государственной финансовой поддержки детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, путем внедрения единственного механизма социальной поддержки во всех регионах Украины, коренная перестройка в работе государственных интернатных заведениях, создание заведений для детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, условия проживания в которых приближены к семейным и семейным.
Вместе с тем, главным признанием государства является то, что для полноценного и гармоничного развития необходимо, в первую очередь, обеспечить право каждого ребенка расти в семейном окружении.
По данным Минсемьи, ежегодно в интернатных заведениях завершают учебу около 1,5 тыс. детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки. Однако прослеживается устойчивая тенденция к тому, что большинство воспитанников интернатных заведений является социально и психологически дезадаптированными, имеют отклонение в поведении, повышенную агрессивность, а созданная система воспитательной работы не способна сформировать у детей жизненно необходимые навыки для самостоятельной жизни.
Почти 20% выпускников не могут устроиться на работу или продолжить учебу и получить определенную профессию, 41% выпускников не имеют перспективы решения жилищной проблемы, почти 20% бывших воспитанников привлекаются к уголовной ответственности.