С чего начинается Родина? Это только в песне поется, что с картинки в букваре. У большинства из нас первые яркие воспоминания связаны с детским садом.
Воспитательные учреждения для маленьких детей в дошкольном возрасте были основаны немецким педагогом и теоретиком дошкольного воспитания Фридрихом Фребелем, в начале XIX века они получили сегодняшнее название и широко распространились в следующем столетии в Европе. В России детские сады по-настоящему популярными стали только с приходом советской власти.
Появившись в начале тридцатых годов, они были призваны воспитывать настоящего советского гражданина и будущего строителя коммунизма едва ли не с первых лет жизни. А учитывая, что декретный отпуск в рамках реализации основных идей эмансипации женщин не предусматривался вообще, то матери с охотой приняли это нововведение. Правда, от реалий советской пропаганды не спрятаться и в детском саду. Вот и учили наши родители дружно стишки про Ленина и благодарили за все Сталина.
Нынешние детские сады мало напоминают советские. Уже нет той строгой дисциплины, меньше требований при подборе кадров воспитателей и нянечек. Но на этом, пожалуй, положительные моменты заканчиваются.
Большинство детских садов было построено в далекие советские годы, и с началом эры капитализма были забыты как неясный пережиток прошлого, разве что заработную плату выдавали копеечную, да питание для детей из категории "третий сорт - не брак" привозили.
О ремонте, новых игрушках, пособиях и прочем детские сады позабыли на целое десятилетие, тем более что и количество детей в России в эти годы сократилось в разы с 8 млн 433 тыс. воспитанников (от 1 года до 4 лет) в 1991 году до 4 млн 246 тыс. в 2001 году. В связи с уменьшением количества воспитанников значительно сократилось количество дошкольных образовательных учреждений в России - с 87,6 тыс. в 1991 году до 50,0 тыс. в 2001 году. В настоящее время в Дагестане насчитывается 638 детских садов.
От качества к количеству
Начиная с 2002 года, вследствие повышения рождаемости увеличивается и количество воспитанников дошкольных образовательных учреждений: в 2002 году их было 4267 тысяч, в 2003 году - 4321 тысяча, а уже в 2004 году - 4423 тысячи воспитанников.
Не был исключением и Дагестан, и хотя садики не пустовали, тем не менее часть их, особенно ведомственные, были закрыты как нерентабельные. Та же участь постигла и ясли. Большая часть была переориентирована под нужды детских садов, а часть закрыта: в связи с увеличением срока декретного отпуска родители предпочитали отдавать детей в детские сады после достижения ребенком возраста трех лет.
На сегодняшний день, по данным Рособрнадзора, к началу 2006/07 учебного года в Российской Федерации функционирует 45245 дошкольных образовательных учреждений шести видов, в них числится около 4800 тысяч воспитанников.
Наименьший охват детей услугами дошкольного образования зафиксирован в Республике Дагестан - 23,0%, меньше только в Чеченской Республике - 7,6%. Довольно странно, если учесть высокий уровень рождаемости в этих регионах.
Проблемы
В Дербенте 21 сентября прошло совещание министерства образования, науки и молодежной политики Дагестана с приглашением заведующих детских садов и методистов, на котором обсуждались проблемы дошкольных учреждений республики.
О том, что выявило прошедшее совещание и какие перемены можно ожидать в системе дошкольного образования, "НД" рассказала главный специалист министерства культуры науки и молодежной политики Лариса Гусарова:
- Проблем у детских садов сегодня много, и рассматривать их как отдельно взятые нельзя - уж больно они взаимосвязаны. Основная - это, конечно же, нехватка мест: в среднем при нормативе 25 детей в группе содержится 30, а в некоторых случаях и больше.
Ждать того, что нам завтра построят детские сады, мы не можем, но выход есть. Мы должны обеспечить равный старт для учебы в школе как детям, прошедшим через детские сады, так и тем, кто по каким-то причинам не смог, а таких сегодня гораздо больше. В некоторых регионах России все большее распространение получает новая форма организации детей - это группы кратковременного пребывания, открытие групп при домах творчества, воскресные группы. Родители приводят детей на несколько часов для занятий с воспитателем в группе, и этого вполне достаточно для полноценного развития ребенка и его подготовки к школе. За рубежом это довольно распространенная форма дошкольного воспитания детей, когда детские сады выполняют только воспитательную роль, тогда как у нас в большинстве своем их работа сводится к формальному наблюдению за детьми.
Положение об обязательстве государства обеспечить досуг детей в возрасте от двух месяцев до семи лет никто не отменял, и если родитель хочет отдать годовалого ребенка в ясли, государство обязано обеспечить ему это право. Но детских садов присмотра и ухода, где содержались дети с 2 месяцев, сейчас уже нет. Да и ясельные группы для детей от 2 лет сохранились не во всех садах.
В прошлом году по предшкольной подготовке детей был проведен семинар-совещание для воспитателей и заведующих детских садов, на котором разъяснялись как новые нормативы, принятые в сфере дошкольного образования, так и примеры введения различных инновационных методик. Но, к сожалению, лишь немногие проявили должный интерес.
Закон о муниципальных образованиях связывает нас по рукам и ногам, очень много зависит от глав муниципальных образований, от их отношения к проблеме дошкольного образования. В этом плане выделяется Кизилюртовский район, где за последние пять лет было построено шесть новых детских садов, полностью оснащенных как мягким, так и твердым инвентарем. Кроме того, дети в дошкольных учреждениях этого района всегда получали хорошее питание.
Основная причина плохой работы детских садов - нежелание руководителей дошкольных учреждений что-то менять, ведь в конце концов можно на базе детского сада создать хозрасчетные группы, группы временного пребывания, воскресные… Вариантов множество, и в любом начинании министерство с радостью идет навстречу. Но не следует забывать еще об одной немаловажной проблеме - проблеме слабых кадров: что говорить, если в муниципальном управлении образования работают люди, не имеющие высшего специализированного образования.
Что почем
На сегодняшний день у нас в системе дошкольного образования задействовано 5 тысяч педагогов. Не стоит надеяться, что всех их потянуло на столь сложную работу призвание. Для многих это реальный шанс устроить ребенка в детский сад, минуя очереди, хотя формально в детских садах должны работать воспитатели, имеющие специальное педагогическое образование, вы запросто можете встретить там как филолога, так и учителя истории.
Но родители готовы закрыть глаза на непрофессионализм воспитателей, ведь для многих матерей единственная возможность выйти на работу - устроить ребенка в детский сад. На сегодняшний день в республике функционирует 638 детских сада, общее число мест в которых 51157, но посещают их 59012 детей.
Способов устроить ребенка в детский садик немного. Первый, наименее популярный - это собрать необходимый пакет документов, написать заявление и терпеливо ждать своей очереди. Второй, более распространенный - ходатайство: всегда есть человек, которому сложно будет отказать в услуге, главное - найти такого и заручиться его поддержкой. Ну и третий, самый распространенный - неофициальная "материальная помощь", размеры которой относительно фиксированы. В прошлом году эта сумма составляла по Махачкале от 4 до 6 тысяч рублей, а в этом году уже 8 тысяч. Деньги передаются под заверения заведующих, что "это на покупку кровати, столика, коврика, книжки" и прячутся в недрах стола, а фамилия вашего ребенка появляется в списках принятых.
Нормативы
Средний размер родительской платы в субъектах Российской Федерации колеблется от 176 рублей в месяц в Орловской области до 2129 рублей в Ямало-Ненецком автономном округе. В Дагестане эта сумма колеблется от 570 рублей в Махачкале до 50 в сельской местности. В среднем она составляет 250 рублей.
Различна и доля, которую составляет родительская плата от общих расходов дошкольных образовательных учреждений на содержание ребенка: от 7% в Орловской области до 31,9% в Тюменской области, а в Дагестане эта сумма составляет в среднем 20%.
При этом постановлением Конституционного суда Российской Федерации от 15 мая 2006 г. №5-П и Федеральным законом от 5 декабря 2006 г. №207-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной поддержки граждан, имеющих детей" установлены ограничения по размеру родительской платы, а именно - родительская плата должна составлять не более 20% от расходов на содержание ребенка в дошкольном образовательном учреждении. Для отдельных категорий граждан (в частности, для родителей, имеющих 3 и более детей) размер родительской платы не должен превышать 10% от расходов на содержание ребенка в дошкольном образовательном учреждении.
Забота государства
В марте этого года было принято постановление правительства России о компенсационных выплатах родителям. То есть теперь государство компенсирует родителям часть платы за пребывание ребенка в детском саду. Для тех, у кого в садик ходит один ребенок, это 20% от общей суммы; для родителей, у которых два ребенка посещают детский сад, компенсация составляет 50%; 70% - для тех, у кого три ребенка. Но для получения заветной компенсации необходимо предоставить не только свидетельство о рождении, но и справку с места жительства и ксерокопию сберегательной книжки, на которую и будут перечислены деньги. Думаю, такого наплыва желающих открыть счет, как в мае этого года, Сбербанк России никогда не видел.
Кстати, забавно, что согласно закону, в соответствии с которым в расходных полномочиях органов местного самоуправления только организация предоставления бесплатного и общедоступного дошкольного образования, содержание детей в дошкольных учреждениях перестало быть обязанностью местного бюджета. И какими бы понимающими и "добрыми" ни были руководители органов местного самоуправления, "урезанные" бюджеты муниципальных образований в большинстве своем не позволяют им финансировать систему дошкольного образования по старой схеме. Теоретически предусматривалось, что в каждом отдельно взятом субъекте России будет действовать своя, специфичная схема финансирования дошкольных образовательных услуг, зависящая от ряда факторов, характеризующих в первую очередь то муниципальное образование, в которое система дошкольного образования входит в качестве подсистемы. В то время как министерству образования, науки и молодежной политики отведена роль надзорного органа за воспитательным процессом.
Но на сегодняшний день вопрос не просто в отсутствии достаточного финансирования работы детских садов, а скорее в их недостаточности.
Гуризада Камалова