Подпишитесь на рассылку:  

Новости образования: Известия науки: Почему Гарри Поттеру было интересно учиться

19.07.06 13:17 Раздел: Новости образования | Опубликовано: lx | Прочитали: 5828

По данным международного опроса, проведенного Всемирной организацией здравоохранения, ученики все меньше любят школу. Чем они старше, тем больше разочарование. Опрос проводился в 29 странах Европы, в США и Канаде. Вот как решили эту проблему двое учителей из Смоленской области, Владимир Пучков и Юрий Шорин: они придумали "Школу Гарри Поттера - ценные бумаги".


Фото с сайта potterrus.hpn.ruПо мысли смоленских учителей, самым сказочным, может быть, следует признать тот факт, что Гарри Поттер учится в школе, в которой интересно учиться. И еще: в Хогвартсе ученики учатся сами: на уроках травологии - сами выращивают растения (в современной школе на уроках ботаники изучают соцветия и иногда делают гербарий); а на уроках защиты от темных искусств учатся выживать (чему учат в нашей школе на уроках ОБЖ, вообще трудно сказать).

По мысли Владимира Пучкова, учителя из города Сафоново, вывод очевиден: ученик должен активно осваивать знания: на литературе быть поэтом, на физике - физиком, на истории - историком. Учителя придумали учебно-методический комплекс. В основе методики - учебные игры, создающие систему игрового образования.

В игре "Школа Гарри Поттера - ценные бумаги" используются деньги - от 1 до 25 галеонов. Учитель выдает их за хорошую работу, творчество. Периодически он проводит аукционы, на которых предлагает ученикам приобрести на заработанные галеоны набор ценных бумаг, каждая из которых дает определенные права: называется вид ценной бумаги, начальная цена, принимаются предложения и определяется покупатель. Плюс к этому некая сумма галеонов может стать выкупом за "двойку". За удачное использование ценной бумаги ученик получает дополнительную сумму галеонов.

Одна из самых популярных ценных бумаг из этого набора - "Страховой полис". Он снижает степень самого большого школьного страха - страха совершить ошибку (он годами терзает самых хороших, талантливых детей). Полис защищает ученика не просто от случайной "двойки". Он воспитывает независимость, помогает ученику чувствовать себя спокойнее и увереннее на уроке.

Обычно учителя не любят спрашивать учеников по желанию, что вносит дополнительную неопределенность и заставляет их добросовестней готовиться к занятиям. Смоленские же педагоги считают, что если есть возможность помочь добросовестному отношению к учебе, то это следует сделать. Бумага под названием "Привилегированная акция" дает право ученику ответить на тот вопрос, который будет им выбран.

Ценная бумага "Смертельный номер" дает право ученику задать любой вопрос учителю по любой "истории". Если учитель не ответил, то ученик получает оценку "5". Как показывает практика, очень скоро ученики начинают задавать вопросы, связанные не с датой или каким-то простым фактом, а с интересной проблемой. Даже если учитель проигрывает в таком соревновании, он выигрывает в заинтересованном отношении к своему предмету.

Одна из самых престижных ценных бумаг - "Учитель" - дает право ученику самому провести часть урока, поставить оценки одноклассникам. Это полезно всем: ученик готовит свои задания, спрашивает одноклассников, ставит оценки. Обычно это занимает 7-10 минут.

Ценная бумага "Передай другому" дает ученику право передать свой ответ другому ученику, когда спрашивают его. Опыт показывает, что большинство ценных бумаг и денег накапливают самые добросовестные ученики. Лентяю трудно получить эти ценные бумаги.

Большая часть школьных оценок находится на грани "2"-"3", "3"-"4", "4"-"5". По правилам игры, ученик, не дотянувший до желательной оценки чуть-чуть, может предъявить ценную бумагу "Плюс один", дающую ему право на дополнительный балл к полученной оценке.

Ценная бумага "Право вето" позволяет ученику отменить выставление учителем любой оценки любому ученику в классе. По мысли авторов идеи, это воспитывает личную самодостаточность. Если ее использование не понравится учителю, нужно иметь в виду следующее: воспитание интереса к учебе и уважения к личности ученика поможет возрастанию и авторитета учителя, и успеваемости.

"Нематоды плодовиты - среди них есть паразиты"

Шуйская учительница Тамара Миндовская рассказывает ученикам про биологию стихами.

Необычный эксперимент начался в одной из школ Ивановской области. Тамара Миндовская, учитель биологии средней школы № 4 города Шуя, считает, что от ее стихов о тычинках и пестиках дети стали гораздо лучше воспринимать предмет. В школе верят, что уже в следующем году ее опыт будет рекомендован к освоению в масштабах всей страны.

Тамара Миндовская имеет 40-летний опыт преподавательской работы. Говорит, что стихотворная форма лучше усваивается детьми.

- После окончания биологического факультета я сначала работала музыкальным руководителем в детском саду. Там-то и приходилось сочинять стихи и музыку для детских праздников, - рассказала она "Известиям". - Оказалось, что стихотворная и игровая форма помогает обучать не только дошкольников, но и учащихся старших классов.

По ее словам, декламация стихов способствует не только запоминанию сложной терминологии, но и значительному росту интереса к уроку. Как еще заставить ребенка если не проникнуться любовью, то хотя бы заинтересоваться, например, такими скользкими созданиями, как круглые черви? Только написав про них вот так живенько и бодренько: "Разные есть нематоды,// Заселили почву, воды…// Нематоды плодовиты.// Среди них есть паразиты".

После такого паразиты-нематоды надолго останутся в памяти школьников. Героями школьного курса ботаники стали овощи. Ученики разучивают стихи о капусте, луке, моркови, картошке. Стихи написаны с некоторым домохозяйским уклоном - все-таки автор не просто учитель, но и женщина. "Овощ вкусный, всем знакомый:// Длинный хвостик, цвет бордовый, // Он в борщах незаменим, // Винегреты дружат с ним". Или вот еще: "Если свёкольный пить сок, убежит рак наутек".

Как рассказала Миндовская "Неделе", в следующем году она рассчитывает подготовить стихотворный сборник о "путешествии в клетку", где ее героями станут хромосомы и различные органоиды типа митохондрий. Вот где поистине непаханая целина для шуйского поэта-учителя!

А пока в стихах Миндовская повествует детям о процессах эволюции, дегенерации или ароморфоза. Среди ее произведений - и "Песня дантиста", и поэма "Для чего нужны хвосты?": кому мух отгонять, кому держаться за деревья.

Миндовская уже издала 4 сборника своей биологической поэзии, в том числе и трилогию "Занимательная биология", которые сразу же стали бестселлерами среди местных учителей.
В Шуйском педуниверситете инициатива Миндовской нашла поддержку, как и в Ивановском институте повышения квалификации и подготовке педагогических кадров.

- Учитель Миндовская - явление уникальное, и мы хотим предложить издательству "Дрофа" издать ее работы, - заявила "Неделе" методист института Альбина Кольцова, которая курирует этот проект. - Мы рассчитываем, что после этого Минобразование будет рекомендовать ее метод к использованию на всероссийском уровне.
Леонид НОВИКОВ, Ивановская область

Учитель должен быть фанатиком. Но в меру

Наверное, учитель должен искать какие-то новые интересные способы вкладывания знаний в головы своих учеников. Все-таки хороший учитель - всегда подвижник, а подвижники во все времена казались окружающим немного чудаковатыми. Особенно здорово узнавать о существовании таких людей под разговоры о том, что профессия учителя не престижна, что никакой нормальный молодой образованный человек в учителя не пойдет, а пожилым женщинам, которые сейчас в школах работают, все уже давно надоело и им просто нужно до пенсии дожить.

Все так. Но все же... Почему-то лучшим в мире считается вполне консервативное британское образование. Несмотря даже на то, что школьники в Англии обходятся без "биологических стихотворений".

Можно изменить любую программу, но нельзя изменить психологию детского коллектива. Самой трепетной из учителей, которых я помню, была учительница рисования. Кстати, неплохая художница и фанатик живописи вообще. Она пыталась вести уроки нетрадиционно, а именно - никого и ничего не заставлять, а совесть пробуждать исключительно репродукциями Левитана. Допустим, в классе находились два человека, которые хотели слушать про Левитана, но они ничего не слышали, потому что остальные скакали по партам, плевались жеваными шариками и перебирали на задней парте картинки с дамами и валетами.

Детский коллектив все-таки в большинстве случаев подобен не компании ученых, в едином порыве стремящихся сделать открытие нобелевского уровня, а скорее роте из дальнего гарнизона, где процветают "дедовщина" и закон джунглей. И многое из школьной программы нужно просто тупо учить, и многих можно держать в рамках только строгостью.

Можно над этим поплакать, конечно. И помечтать о прекрасном будущем. Но наступит оно на самом деле не тогда, когда среди учителей будут сплошь чудаки и яркие индивидуальности, а когда большая часть педколлективов будет состоять из твердых профессионалов. Без причуд, а просто со знанием дела. Вот уж кого сегодня точно не хватает - таких вот педагогов.


Ольга БАКУШИНСКАЯ

Источник: НАУКА ИЗВЕСТИЯ.

 
Дополнительные ссылки