Каждую весну более 1000 студентов со всего мира ведут борьбу за стипендию в миллионы долларов и за другие призы на Международной Ярмарке Науки и Техники (ISEF). Но крупные призы - это не единственное, что привлекает в этой ярмарке.
Научные проекты - это отличная возможность получить реальной опыт исследования. И когда студенты набираются опытом, у них появится возможность путешествовать. В пути они находят друзей, с которыми часто встречаются из конкурса в конкурс.
В 2007 г. в городе Альбукерки, например, 25 из более чем полутора тысяч участников стали финалистами в Конкурсе Молодых Учёных Канала Дискавери (DCYSC), который проводится в Вашингтоне каждую осень.
В конкурсе DCYSC сорок студентов из лучших средних школ работают в группах, чтобы принять вызов на научную тему. Экспертами оцениваются их умения решать проблемы, работа в команде и навыки общения.
Опыт, полученный на DCYSC, говорят эти 25 ветеранов научной ярмарки, очень помог на ISEF.
" DCYSC помог нам научиться представлять свои идеи взрослым, - рассказывает Саша Рорет (Sasha Rohret), 17-летняя выпускница Школы Кейстоун в Сан Антонио, Техас. - Я также получила большой опыт в научных методах".
От научных ярмарок к МарсуНа конкурсе ISEF в этом году Саша представляла результаты её 4-летнего (ещё не законченного) исследования, которые раскрывают возможность выращивания растений на Марсе. У неё появилась эта идея после того, как она посмотрела телепередачу о марсоходах, автоматическом космическом корабле, который совершил посадку в 2004 году. Саша была тогда в 8 классе.
В передаче говорилось, что если люди когда-нибудь захотят жить на Марсе, им придётся научиться выращивать там еду. Идея захватила воображение Саши, и её работа над этой темой уже принесла ей одну поездку на DCYSC и три поездки на ISEF.
Для экспериментов Саша вырастила растения на вулканической почве, которая напоминает марсианскую. Она помещает растения в герметичные, заполненные газами баки, которые имитируют атмосферы Марса и Земли.
Спустя годы, она выяснила, что относительная большая пропорция углекислого газа в марсианской атмосфере является самым главным препятствием для разведения растений. Этот газ составляет около 97% атмосферы Марса, тогда как в атмосфере Земли его доля составляет менее чем 0,05%.
Атмосфера Марса также тоньше чем земная, поэтому поверхность Марса подвергается большей солнечной радиации, говорит Саша. Повышенная радиация очень вредна растениям.
"Придётся совсем немного изменить атмосферу Марса, чтобы выращивать там растения." делает вывод Саша. Однако, она не унывает: "Думаю, что это произойдёт!"
Когда-нибудь Саша хотела бы стать астрофизиком - космонавтом, который специализируется на физических и химических свойствах предметов в открытом космосе. И если она когда-нибудь получит предложение исследовать Марс, она не упустит этот шанс!
"Я бы поехала, если бы была возможность, - говорит она. - Думаю, это было бы забавно!"
Студенты будут спасать мир.Ветераны научной ярмарки в Альбукерки столкнулись с разнообразием предметов, от ботаники до механического инженеринга. Единственное, что объединяло все эти проекты – это попытка решить важные проблемы реального мира.
"Я каждый год пытаюсь создать проект, который бы позитивно влиял на общество", - рассказывает Николас Экладиус (Nicholas Ekladyous),15 лет, ныне выпускник в старшей школе Крэнбрук Кингсвуд в Блумфилд Хиллз, Мичиган.
В своих проектах в 8 и 9 классах Ник пытался создать более безопасные вагоны для пятнадцати человек. Он создал уменьшенную модель такого вагона и потом спроектировал компьютерную программу для предсказания того, когда настоящий вагон сможет уже прокатиться. 2-летний проект подарил ему поездку на DCYSC в 2004 году и на ISEF в 2005 году.
В качестве первокурсника в 2006 году, Ник посетил ISEF с его разработкой более безопасного материала для покрытия игровых площадок. И наконец, на ISEF 2007 года Ник использовал компьютерную модель для развития дизайна покрытий машин, которые были бы менее опасными для пешеходов, попавших в аварии.
Согласно версии Ника, его покрытие будет уменьшать вероятность повреждений и смерти пешеходов почти на 70% по сравнению с нынешними моделями. Он обратился за патентом для своего дизайна.
Выученные урокиВыставочный зал на ISEF может показаться пугающим, наполненный множеством стендов с проектами с труднопроизносимыми названиями. Ветераны DCYSC , казалось, наслаждались зрелищем - а иногда и удивлялись.
"DCYSC это первый раз когда я учавствовал в национальном конкурсе", рассказывает 16-летняя Лючия Мокз (Lucia Mocz), которая начинала свой первый научный проект в средней школе только потому, что это было требованием от класса. Сейчас Лючия учится в старшей школе Милилани на Гаваях.
"Это оказало сильное давление на мой интерес к науке, - говорит она. - Раньше мне не нравилась наука, но на DCYSC было так интересно! Теперь я хочу больше заниматься математикой".