30 июня 2015 года в Москве состоялся круглый стол "Образование будущего", организованный Автономной некоммерческой организацией "Прикладное Образование СНГ".
Открывая событие, президент
АНО "Прикладное Образование СНГ" Екатерина Комарова отметила, что тема круглого стола была выбрана не случайно. "Наше общество быстро развивается и меняется, - сказала Екатерина, - происходит переход из века индустриального, промышленного в век информационный. Раньше система образования была призвана взращивать людей, необходимых для промышленного века, и она достаточно успешно с этим справлялась. Сейчас время предъявляет другие требования к человеку, нужны другие люди, дети будушего. Поэтому и система образования должна меняться". Поэтому задачей круглого стола стал обмен мнениями представителей разных эшелонов системы образования на то, каким должно быть образование будущего.
Свои точки зрения
на образование сегодня и в будущем высказали представители Департамента образования и Департамента природопользования и охраны окружающей среды правительства Москвы, руководители частных и государственных школ и детских садов Москвы, профессора ВУЗов, представители общественных организаций и образовательных центров. Вопросы, которые были подняты, касались как учебного процесса и отношений учителей-учеников, так и создания условий для комфортной социализации школьников в условиях современного быстроменяющегося мира.
Президент
международной сети школ Delphian School (Орегон, США) Грег Отт поделился опытом американской системы образования, коснулся проблем воспитания. Так, если раньше акцент в обучении был на временной составляющей – то есть, ребенок должен был провести в школе определенное количество часов, изучать предметы также по определенному количеству часов, то сейчас этот акцент смещается в сторону 100-процентного понимания и усвоения знаний. Таким образом, система становится гибче, образование фокусируется на индивидууме. В Delphian School, к примеру, есть только один проходной балл – 100%. Если ученик получает за тестовую работу меньшее количество баллов, ему выписывается коррекционная программа. "База должна быть крепкая, - считает Отт. - Кому хочется, чтобы его оперировал хирург-троечник?" Рассказал он и о новом веянии в США. Сейчас при поступлении в колледж, помимо диплома у абитуриента могут запросить портфолио с тем, какие навыки имеет ребенок, что он умеет делать и что уже сделал.
О функциональной грамотности говорила
кандидат педагогических наук, член-корреспондент Российской академии естественных наук Галина Строева. Образование должно быть построено на технологии понимания. Как эксперт "Центра антикриминального просвещения и социальной реабилитации правонарушителей". Галина Владимировна подчеркнула, что ровно три недели ей требуется для того, чтобы правонарушитель начал менять свое отношение к жизни. Именно применение технологии понимания приводит к тому, что в течение трех недель человек начинает интересоваться учебой, читать, затем самостоятельно учиться, что приводит к смене мировосприятия и кардинальной переоценке ценностей.
Какие действия в сфере образования предпринимает отдел экологического просвещения
Департамента природопользования Москвы рассказала начальник отдела Елена Ливенцова. В сегодняшней ситуации, когда практическая составляющая образования, связанная с жизнью, напрочь потеряна, и ученикам по нормам СЭС даже цветы в школе не разрешено поливать, департамент внедряет в детские сады и школы полуторамесячную программу экологического образования. Благодаря этой программе дети получают возможность исследовать природу и окружающий мир, и становиться аккуратными и заботливыми не потому что им кто-то сказал, а потому что они сами так решили.
В каждом выступлении особо подчеркивалось влияние на процесс обучения интернета и мобильных технологий. Таким образом, для школы будущего характерным и основополагающим станет многогранность процесса, выраженная в получении, понимании и 100% усвоении школьных знаний ребенком, в получении навыков и умений, способствующих достижению успеха в жизни, в том числе сориентированного профессионально, а также в воспитании человека с крепкими ценностными ориентирами.
По окончании круглого стола было принято решение подготовить резолюцию, целью которой станет объединение передовых методик в образовательной сфере, призванных улучшить качество образования.