Тринадцать школьников города в течение двух дней, 4 и 5 февраля, боролись за звание лучшего. Это отличники учебы, лидеры школьного самоуправления, участники молодежных общественных организаций. За каждым из них немалый список достижений и серьезные увлечения. Поэтому конкурс этот превратился в нешуточный марафон с многочисленными препятствиями.
Вначале принято знакомиться. А для этого нужно представиться. Форма самопрезентации была предусмотрена на этапе "Портфолио", лидер или любой другой целеустремленный человек должен уметь выступать перед публикой. Все конкурсанты выходили по очереди на сцену и рассказывали о себе: своих достижениях, увлечениях, убеждениях.
Для кого-то из участников пройти этот этап было как семечки пощёлкать, тем, кто занимается танцами, пением, игрой в КВН – им не привыкать к публичным выступлениям. Куда сложнее "интеллектуалам". Застенчивых и раскованных объединяло одно – каждый говорил о роли семьи и дружбы в жизни человека, преодолении трудностей, значении образования и самореализации, важности знаний истории страны и родного края.
На другом этапе "Формула успеха" конкурсанты провели мастер-класс. Желающих обучили своему хобби. Уроки были содержательными, интересными и с творческой изюминкой. Учащаяся школы №12 Динара Шарафутдинова не просто рассказала о флористике, но и научила, как делать букеты, панно, коллажи из живых цветов, трав, веток, лент, фольги и других украшений. Представитель гимназии №5 Милан Томочаков научил "коллег" по конкурсу бурятскому народному танцу "Ёхор". В течение 15 минут (регламент выступлений) Милан показывал движения, репетировал с участниками, и в итоге все вместе исполнили народный танец бурят.
На этапе "Я помню, я горжусь..." ученица школы № 11 Анастасия Рябова рассказала о своем деде, ветеране Великой Отечественной войны, участвовавшем в освобождении Берлина Владимире Семеновиче Москаленко. Он был бойцом взвода артиллеристов-зенитчиков в составе 17-ой гвардейской дивизии 2-го артиллерийского корпуса 1-го белорусского фронта, награжден Орденом Красной звезды, который получил из рук самого Георгия Жукова. Прошел с боями от Москвы до Берлина. Участник победного марша в Берлине 9 мая 1945 года. Ныне деда Анастасии нет в живых, но родные чтят его память, собирают и записывают историю его жизни.
Из выступления Динары Шарафутдиновой конкурсанты узнали много нового о воинах-интернационалистах, добровольно или по зову долга принимавших участие в вооружённых конфликтах на территории иностранных государств. Этим солдатам посвящены экспозиции музея школы, почти каждый учащийся школы №12 знает хронологию афганской войны, а памятник воинам-интернационалистам на территории учебного заведения символизирует историческую память и благодарность поколений.
Также школьникам запомнился конкурс "Пять литературных произведений", которые потрясли мое воображение". Школьники назвали "Алиса в Стране чудес" Л.Керролла, "Королек - птичка певчая" Г.Р.Нури, "Повесть о Петре и Февронии Муромских", "Дети подземелья" В.Короленко и другие шедевры отечественной и мировой литературы. Конкурс этот особенно оценили книголюбы Екатерина Николаева и Тереза Жамкоцян. Девушки отмечают, что любая книга - это важный жизненный урок. "Каждое художественное произведение учит чему-то очень важному, призывает совершать добро и не повторять ошибок прошлого", – говорит Екатерина.
Кроме названных трех, были и другие этапы: "Я - гражданин страны великой", "Широка страна моя родная" и "Публичное выступление".
По итогам двухдневного конкурса, достойно пройдя все шесть этапов конкурса, лучшим учеником года стала Екатерина Николаева, учащаяся школы №8. Больше всего баллов девушка набрала на первом этапе "Портфолио", где она озвучила свой жизненный девиз "Из малого создается великое". Она рассказала о том, что Россия - великая страна, потому что народ, населяющий ее, силен духом и щедр душой. "Чтобы величие нашей страны умножалось, надо чтобы каждый из нас делал что-то хорошее, полезное", – считает девушка. Екатерина вместе со своими друзьями участвует в социальных акциях, она член школьного самоуправления. "Помогать учителям проводить интересные и полезные мероприятия мне только в радость", – призналась она. Друзья отмечают острый ум, смелость и обаяние Кати.
За два конкурсных дня девушка набрала 75,5 баллов.
Остальные участники были признаны победителями в разных номинациях:
"Креативная личность" – Аян Тюлюш, школа №1,
"Творческая личность" – Артыш Монгуш, школа № 2,
"Целеустремленная личность" – Наталья Пестова, школа № 4,
"Активист года" – Милан Томочаков, гимназия № 5,
"Интеллект года" – Валерия Чистобаева, школа № 7,
"Патриот года" – Долма Маады, гиназия № 9,
"Мастер года" – Дамырак Ооржак, школа № 11,
"Надежда года" – Анастасия Рябова, школа № 11,
"Лидер года" – Динара Шарафутдинова, школа № 12,
"Талант года" – Тереза Жамкоцян, школа № 14,
"Эрудит года" – Лодой Хомушку, лицей № 15,
"Упорство и вдохновение" – Мариам Чаава, лицей № 15.
Во время церемонии закрытия заместитель начальника департамента по образованию мэрии Кызыла Анжелика Дитрих обратилась к родителям и учителям конкурсантов: "В том, что ваши дети и подопечные стали такими умными, активными и смелыми - ваша заслуга. Ваша поддержка - залог их духовного и умственного развития". А педагог КЦО "Аныяк" Лариса Валькова добавила: "Не будет преувеличением, если скажем, что этот конкурс стал настоящим праздником ума, творчества и смелости. Поздравляем учащихся, их руководителей и родителей!".
Нет сомнений, навыки, приобретенные учащимися во время подготовки к конкурсу и на протяжении всех его этапов, пригодятся им в будущем. Но главное не это, а другое – участники из конкурентов превратились в друзей, получили новый опыт, сумели открыть в себе новые качества.
Организаторы муниципального этапа конкурса – департамент по образованию мэрии Кызыла и Кызылский центр образования "Аныяк". Республиканский этап начнется в конце февраля.