Замечая, как резко увеличилось количество "двоек" и "троек" в дневнике своего чада, мы в первую очередь "принимаем меры". Между тем в разгаре самая длинная, самая противная и при этом самая решающая четвертая четверть. К концу года школьники уже порядком устали учиться, а никуда не денешься – от итоговых оценок последней четверти зависят годовые.
Солнышко – не всегда друг
Особенно тяжко приходится тем, кто живет на юге России, где весна наступает гораздо раньше. И дело не только в том, что сияющее по-летнему солнышко притягивает глаз больше, чем теорема Пифагора. Детворе трудно не только морально, но и физически.
- Очень неразумно, на мой взгляд, - признается педиатр краснодарской детской поликлиники № 3 Юлия Анисимова, - ставить в школьном плане экзамены на конец года. Мало того, что весной все, и дети в не меньшей степени, чем взрослые, ощущает на себе последствия авитаминоза. Ситуацию усугубляет еще и то, что очень важный для успешной учебы витамин C разрушается под солнечными лучами. А другие витамины после зимы еще не успели поступить в организм в достаточном количестве. Единственный, которого сейчас на юге России в избытке – этот витамин Д, который мы получаем с солнечным светом.
Работоспособность в середине, оценки – в конце
К авитаминозу и неизбежной спутнице весны – общей слабости организма прибавляется стресс, от которого в первую очередь страдают учащиеся младшей школы. Особенно первоклашки. Первые оценки им начинают ставить именно в четвертой четверти. И вместо долгожданных "пятерок" в тетрадках-дневниках, откуда ни возьмись, выплывают "двойки" и "тройки".
- Составляя программу обучения, - рассказывает учитель младших классов краснодарской средней школы № 32 Юлия Юрова, - мы учитываем нагрузку не только по четвертям, но и по дням недели. Есть данные о том, что наиболее продуктивными являются вторник и четверг. На эти дни и приходится наибольший объем домашнего задания. А в понедельник, среду и пятницу ставим первым предметом наиболее легкий для малышей – чтение.
- Есть также данные исследований о том, - продолжает Юлия Юрова, - что лучше всего ученик усваивает материал в середине четверти. Из этих соображений на ее середину и ставится больший объем. Поэтому сейчас первоклашкам приходится очень нелегко. Тем более, когда теплое солнышко так и зовет на улицу.
Прислушаются ли когда-нибудь педагоги к мнению педиатров – неизвестно. И хотя первые признают, что наиболее продуктивной является середина четверти, оценки, тем не менее, выставляются по ее окончании. Нынешним школьникам наверняка придется учиться по существующей ныне во всем мире системе.
Чем мы можем помочь?
В чем педагоги, педиатры и психологи придерживаются одной точки зрения – это в важности соблюдения режима дня. После школы ребенок должен пообедать, а потом отдохнуть. Но недолго. Минут тридцать-сорок. Это может быть любимое занятие или прогулка, но лучше всего все-таки сон. После сна можно угостить чадо любимым лакомством, чтобы оно, вдохновленное, приступило к выполнению домашнего задания.
По мнению психологов к концу учебного года первоклашка уже должен самостоятельно справляться с этой работой. Учителя же убеждены в том, что находиться рядом с ребенком во время приготовления уроков необходимо в течение всей начальной школы.
В идеале на весь процесс должен уходить час. Достигнуть этого очень трудно, поскольку младшие школьники все время отвлекаются. Убедить их словами в том, что чем скорее они справятся с заданием, тем быстрее пойдут гулять довольно сложно. Именно для того, чтобы помочь малышу сконцентрировать усилия и необходимо присутствие родителей.
Ведь самое главное – научить учиться. Имея этот навык, школьник сумеет справиться с любым заданием. Умение учиться порой гораздо важнее ярко выраженных способностей к тому или иному предмету.
А помочь ослабленному весенним авитаминозом организму можно с помощью витаминного, а лучше поливитаминного комплекса. Очень важно, чтобы школьник получал весной полиненасыщенные кислоты – от них зависит работа мозга и нервной системы. Речь идет о том самом рыбьем жире, вспоминая который, кривится большинство нынешних родителей. К счастью, наука со времен нашего детства шагнула вперед и детворе не надо уже глотать тягучую жирную жидкость из ложки – достаточно выпить симпатичную и довольно дешевую капсулу.
Начинать давать витамины желательно еще в марте. Но лучше, как известно, поздно, чем никогда.
Автор: Екатерина Некрасова