Каковы рубежные моменты и как я узнаю, что мой ребенок достиг данного этапа? В данном вопросе ориентиром, конечно, могут служить только сроки, установленные для поступления в определенный класс начальной подготовки.
В чем заключается готовность к обучению в начальной школе?
Эксперты говорят, что нет единичного фактора, который определяет, готов ли ребенок к начальному образованию. Развитие ребенка должно оцениваться с нескольких точек зрения. Определяющими является его способность мыслить логически, четко выражать свои мысли, активно взаимодействовать с другими детьми и взрослыми – все данные факторы крайне важны для достижения успеха в школе. Физическое развитие ребенка также необходимо принять в рассмотрение.
На самом деле, минимальное количество детей в равной степени успешно развиваются во всех данных направлениях. Многие дети, которые успешно развиваются в умственном плане, отстают в плане эмоционального развития, в то время как дети, которые отличаются хорошими физическими данными, отстают в речевом развитии.
Но большинство педагогов начального образования признают, что развитие мыслительных процессов наиболее важный показатель готовности к начальному образованию. Другими словами, ваш ребенок может быть психологически менее зрелым, чем его ровесники, отставать от других детей в физическом и социальном развитии, но если его язык, мышление и восприятие сформированы на должном уровне, он будет успешно учиться в начальной школе.
Как я могу определить, готов ли мой ребенок к обучению?
Если ваш ребенок посещает садик, побеседуйте с его воспитателем. Возможно, у него есть достаточно четкое представление о его развитии и о том, как отличаются его способности от способностей других детей того же возраста.
Если ваш ребенок еще не посещает детский сад или вы хотите заручиться другим мнением, справьтесь у вашего педиатра. Он поможет получить правильное представление о физическом развитии вашего ребенка и сможет дать вам полезную информацию относительно того, готов ли ваш ребенок к школе.
Вы также можете поговорить с другими членами вашей семьи и друзьями, которые хорошо знают вашего ребенка. Обратите особое внимание на комментарии учителей, или тех, у кого есть опыт работы с детьми в школах, вне зависимости от того, является ли данное лицо штатным сотрудником детского образовательного учреждения или добровольно принимает участие в работе детских организаций.
Посещая занятия подготовки в школе, в которую вы планируете отдать своего ребенка, вы также можете получать необходимую информацию. Находясь в классе, обратите внимание на то, как ведут себя другие дети, как они играют друг с другом, какие навыки у них уже сформированы и представьте себе вашего ребёнка сидящего на одном из стульев и принимающего участие в жизни класса.
В конечном итоге, никто лучше вас не знает вашего ребенка. Подумайте о том, как он себя ведет, как играет с другими, и чем занят, когда находится один в своей комнате. Потом задайте себе следующие вопросы:
- Может ли мой ребенок прислушиваться к указаниям и следовать им? Детям необходимы эти навыки для успешной работы в классе, для общения с учителем и одноклассниками.
- Может ли он самостоятельно надеть пальто или сходить в туалет? Дети школьного возраста должны быть самодостаточны в подобных бытовых вопросах.
- Может ли он рассказать наизусть алфавит или считать? Большинство учителей начальной школы ожидают, что дети знакомы с алфавитом и счетом, по крайней мере, на начальном уровне, хотя они и проходят данный материал в рамках школьной программы.
- Может ли ваш ребенок держать карандаш? Резать ножницами? Ему нужны будут навыки мелкой моторики для того, чтобы писать буквы и принимать участие в реализации различных проектов.
- Проявляет ли ваш ребенок интерес к чтению? Пытается ли он построить рассказ по картинкам? Это признак того, что он готов к обучению чтению.
- Любопытен ли ваш ребенок, интересно ли ему узнавать новое? Если любопытство вашего ребенка сильнее, чем его страх перед неизвестным, он будет успешно учиться в школе.
- Хорошо ли он ладит с другими детьми, делится ли своими вещами и умеет ли делать что-либо по очереди?
- Умеет ли он работать в коллективе? Способен ли он выносить на первый план потребности других, достигать компромисса – ведь это также часть эмоциональной компетенции.
Если вы ответили "да" на большую часть данных вопросов, а на остальную их часть "иногда", ваш ребенок готов к начальному образованию. Если нет, вашему ребенку пойдет на пользу еще один год, проведенный в детском саду.
Рекомендации Детского Центра (Сан-Франциско, Калифорния).