Для первоклассника первые месяцы его пребывания в школе будут нелегкими, поскольку этот период осложнен не только привыканием к учебе, но и построением взаимоотношений с одноклассниками. От того как он наладит отношения с детьми в классе, будет зависеть его дальнейшее желание посещать школу. Родителям необходимо приложить все свои усилия для того, чтобы ребенок смог влиться в незнакомый ему коллектив. Но, для начала необходимо разобраться в психологии детей данного возраста.
Ребенок, посещающий школу первые месяцы, испытывает тревогу и волнение. И это связано с тем, что в его жизни произошли большие изменения: ребенок в школе получает не только знания, он также учится правилам поведения, благодаря которым зависит и его адаптация в классе.
Новый коллектив, куда приходит первоклассник, несомненно, вызывает стресс, правда, на каждого ребенка он действует по-разному. У некоторых деток возникает агрессия, другие – замыкаются в себе. Построение отношений между малышами рождает некие затруднения, связанные сразу с увеличением нагрузок и потребностью наладить общий язык со сверстниками.
Те отношения, к которым привык ребенок в детском саду, кардинально отличаются от тех, которые строятся в школе. Малыш, которого все любили в садике, может оказаться изгоем в школе. Поэтому родителям важно вовремя реагировать на изменения в поведении ребенка и в его настроении.
Что является первоисточником закладки отношений между первоклассниками?
Первое впечатление о ребенке складывается не только по его внешности и поведению, но и по успеваемости, которую оценивает именно учитель. От школьного педагога зависит многое: отношение одноклассников к ребенку, отношение его самого к школьнику, а также желание малыша учиться в школе. Исследования, проведенные социологами, показали, что популярностью в школе пользуются те дети, которых выделяют учителя, часто их хвалят, ставят им хорошие оценки. Дети тянутся к такому ребенку и хотят с ним дружить. Такая ситуация складывается только в первое полугодие, затем дети начинают объединяться по симпатиям, а также по интересам. Если малышу не удалось с кем-то в классе сдружиться, то он занимает самое отдаленное место в общественной жизни класса. В этом случае важна помощь не только учителя, но и родителей.
Причины, по которым ребенка не принимают в свой коллектив:
1. Ребенок психологически не подготовлен к школе, не может привыкнуть к школьным правилам поведения.
2. Ребенок проявляет агрессию, не умеет налаживать отношения с одноклассниками.
3. Малыш излишне стеснителен и замкнут.
4. Физиологические особенности развития (заикание, косоглазие, полнота и т.д.)
Что в этом случае стоит предпринять родителям?
Психологи считают, что строить дружеские отношения в классе сложно тем детям, которые раннее не посещали детские сады. Родителям таких малышей советуют как можно больше уделять внимание своим чадам перед поступлением в школу. Можно посетить с ребенком развивающие занятия, поучаствовать в различных детских мероприятиях и просто посещать те месте, где собираются малыши подходящего возраста. К школе ребенок должен уже знать о правилах поведения в коллективе.
Агрессивные, а также скромные детки в первое время будут долго адаптироваться в классе, и это считается нормальным явлением, поскольку через определенное время таким малышам все-таки удастся построить дружеские отношения с одноклассниками. Но, если этого не произошло со временем, родителям и учителю необходимо проводить с ребенком беседы, а если к этому подключится еще и психолог, то это позволит школьнику быстрее найти контакт со сверстниками. Также для стеснительного малыша можно организовать детский праздник, пригласив в гости несколько одноклассников.
Если у ребенка адаптация в коллективе связана с проблемой психологической неподготовленности к школе, то родителям стоит задуматься о том, чтобы перенести обучение в первом классе на следующий год.
Автор: Денис Сетин