Нам только кажется, будто мы знаем цену деньгам. Будь это действительно так, то не морочили бы мы голову себе и детям. Детям только предстоит научиться трезвому, несуетному отношению к деньгам. Научиться у кого? Разумеется, у нас, взрослых. Но способны ли мы привить детям то, чем вряд ли обладаем сами?
Еще не так давно эта тема считалась запретной, недопустимой для обсуждения с малолетними детьми. Общественной моралью они, подобно сексу, расценивались как грязь, от которой формирующуюся личность необходимо ограждать. Культивировалось даже презрительное отношение к деньгам, которое следовало прививать и детям. Ведь для порядочного человека важны лишь духовные ценности, денежный интерес - удел ничтожеств.
С этим набором догм мы и вошли во взрослую жизнь. Им и оперируем, пытаясь отвечать на "наивные" детские вопросы. Дети - максималисты, они легко впадают в крайность действительно вредную: начинают судить о людях по тяжести их кошелька и мерить жизненный успех суммой дохода. Что мы можем этому противопоставить? Другую крайность в виде лицемерной проповеди бессеребреничества?
По большому счету, сколько иметь денег - взрослый человек решает сам. Не будем вдаваться в бесплодную дискуссию, справедливо ли, что талантливый педагог получает тысячекратно меньше, чем делец-перекупщик, или что танцовщица из ночного клуба за одно выступление зарабатывает больше, чем медсестра за полгода. Сегодня никто не мешает педагогу заняться спекуляцией, а медсестре - зарабатывать публичным раздеванием. Однако какие-то мотивы удерживают их от этого шага. Если человека материально не удовлетворяет сфера его деятельности, он волен ее сменить. Если не хочет или не может - кого в этом винить?
Ребенок лишен такого выбора. Уровень благосостояния родительской семьи ему приходится принимать. Не всегда - безропотно. И нам, взрослым, необходимо научиться, спокойно принимать детские упреки. Ибо они продиктованы непониманием того факта, который нелегко уяснить нам самим: разные профессиональные роли и деловые качества необъяснимым образом (часто вопреки здравому смыслу) вознаграждаются по разному.
И это непреложный факт, с которым приходится считаться нам самим и с которым надо научить считаться детей. Взрослый, который уверен в правильности (или даже в вынужденной необходимости ) избранного пути, на вопрос, почему он не стал предпринимателем или банкиром, всегда готов дать спокойный и убедительный ответ. И его самоуважение оказывается неуязвимым для упреков. Но если он сам, пускай и безотчетно, терзается ощущением собственного ничтожества, то чему удивляться, если детские упреки просыпаются солью на открытую рану? Дети всегда интуитивно подстраиваются под уровень родительского самоуважения. И детские терзания по поводу недосягаемых благ чаще всего - прямая проекция осознанных или бессознательных родительских терзаний.
Деньги лишь инструмент удовлетворения желаний. А раз так, нужно, чтобы тот, кто их зарабатывает и тратит, имел голову на плечах, то есть умел трезво соизмерять свои потребности и возможности. По сути дела, это одна из важнейших сторон становления личности.
Умение правильно распоряжаться финансами - не врожденное свойство, а навык, который формируется, как и любой другой. Задача взрослых - помочь детям научиться разумно обращаться с деньгами: расходовать, а не сорить ими, экономить, но не быть скрягами, ценить деньги, а не поклоняться им.
Большинство психологов на Западе приходят к выводу, что чем раньше у ребенка появятся свои карманные деньги, тем лучше и быстрее он адаптируется к взрослой жизни.
В 5-6 лет ребенок уже вполне способен оперировать элементарными экономическими категориями. И не нужно ранее этого срока ждать от ребенка разумного обращения с деньгами. Школьнику, если бюджет семьи это позволяет, вполне можно выделить некоторую сумму на карманные расходы. Причем эти средства выделяются не как "целевое пособие"- скажем, на школьный завтрак, а именно как "свободные деньги" на удовлетворение спонтанно возникающих потребностей. При этом родители должны отдавать себе отчет, что это будут расходы, с точки зрения взрослых, не самые разумные. Если ребенок в семье обеспечен всем необходимым, то он, скорее всего, купит то, что родители необходимым не считают. В самом деле, зачем он станет покупать себе лишний апельсин, когда его и так купят родители? Скорее он предпочтет чипсы, леденцы или набор наклеек с кадрами из любимого мультфильма. Но в этом поведение ребенка не так уж отличается от поведения многих взрослых, которые покупают не самые нужные вещи, поддавшись рекламным соблазнам либо, чтобы не ударить в грязь лицом перед друзьями. Ведь недаром говорят, что взрослые отличаются от детей лишь стоимостью своих игрушек. Увлечение мультфильмами и леденцами с возрастом обязательно пройдет, а отработанный на них навык считать деньги останется. А чтобы его усвоить, ребенок с самого начала должен понимать: деньги - ресурс ограниченный. Поэтому совершенно недопустимо "подбрасывать" ему некоторую сумму от случая к случаю, когда попросит. Лучше сразу взять за правило: определенная сумма выделяется на определенный срок. Ведь и мы в своем взрослом мире живем по этому закону, мало кто может черпать деньги из неиссякаемого источника. Размер выдаваемой суммы даже не очень важен, он определяется возможностями семьи. Хотя чрезмерная щедрость тут неуместна: лучше сразу договориться, что дорогие покупки делаются совместно с родителями.
Следуя рекомендациям психологов, американские и западноевропейские родители часто открывают на имя ребенка счет в банке в тот момент, когда он идет в школу, и он регулярно вносит небольшие суммы - допустим, по доллару на свой счет. Его не заставляют это делать, но убеждают, что это правильно и хорошо. И он постепенно сам проникается уверенностью в этом, когда спустя некоторое время на счете собирается денег достаточно, чтобы он мог осуществить какое-то желание. Родители проявляют тактичность и в том, что не навязывают свое мнение относительно нужности или ненужности покупки. Поступит ребенок разумно - замечательно, сделает глупость - тоже хорошо, потому что он запомнит испытанное разочарование и в голове его прочно отложится: один доллар нельзя потратить дважды. При этом условии деньги становятся инструментом воспитания ответственности, серьезного отношения к ним.
Источник: Степанов С.С., Нормальные проблемы нормального ребёнка.