Конец лета для родителей будущих первоклассников – время последних приготовлений к отправке детей в школу. Приобретается и примеряется школьная форма, обувь и портфель, собираются канцелярские принадлежности, проверяются учебники и подписываются тетради. Но зачастую, погрузившись в школьные хлопоты с головой, родители забывают уделить время своим наследникам, испытывающим целую гамму противоречивых чувств - от радости до страха и переживаний по поводу новых обязанностей. В это время особую важность приобретают беседы с ребенком, рассказы о школе, в которых родители вспоминают свои детские годы, первые успехи и поражения. Ребенок должен понять, что школа – это не утомительная нагрузка, лишающая его времени на игры и прогулки, а важная часть жизни, связанная с получением новых знаний и опыта.
Учимся учиться: подготовка первоклассников к урокам
Многие детские психологи убеждают родителей отказаться от постоянных занятий с ребенком, утомляющих его и заставляющих думать, что уроки в школе – это бесконечный поток информации, которую обязательно необходимо усвоить. Важно, чтобы ребенок шел в школу подготовленным к будущим знаниям, а не уже овладев ими. Можно уметь считать и читать еще до первого класса, однако это не значит, что ваш наследник станет отличником и образцом для всего класса. Поначалу, охотно взявшись за учебу, чуть позже ребенок устает от постоянной нагрузки, и его успеваемость снижается. Поэтому родителям можно дать полезный совет: в будущем первокласснике нужно воспитывать желание учиться, преодолевать возможные сложности в получении новых знаний, а не заставлять его зубрить таблицу умножения и алфавит. Кроме того, стоит поработать над развитием у ребенка логического мышления, ответственности, активности. Всему остальному его научат учителя.
Хорошей успеваемости в первом классе способствует естественная любознательность шестилеток, желание узнать обо всем, что окружает их в реальном мире. В случае если ребенок пассивен и ничем не интересуется, возможно, в этом есть вина родителей – либо они равнодушно отнеслись к его многочисленным вопросам, либо перегрузили его информацией, превращая диалог в развернутые лекции, достойные внесения в энциклопедию. Разговаривая с детьми, необходимо учитывать их уровень мышления и особенности психологии, чтобы давать ответы, вызывающие желание узнать еще больше нового, а не отдохнуть от потока информации, который обрушился на них после самого простого вопроса.
Умение общаться с окружающими людьми как залог успешной учебы
К первому классу ребенок должен быть в меру общительным, уметь отвечать на вопросы старших и ровесников, строить с ними продолжительную беседу, наполненную смыслом. Особенно важным это условие может быть для будущих первоклассников, не посещавших детский сад. Окруженные вниманием родителей и бабушек, они порой даже не пытаются высказать свою мысль – все их желания предугадываются и моментально выполняются. На улице такой ребенок часто играет в одиночестве – он попросту не знает, о чем говорить с другими детьми. И в школе у него могут возникнуть серьезные проблемы – одноклассники не простят ему замкнутости и сделают объектом насмешек, с которыми ваш наследник не сможет справиться, пока не начнет полноценно общаться и не научится отстаивать свое мнение и интересы в общении.
В свою очередь, учителя также не слишком любят безынициативных учеников: если ребенка приходится каждый раз насильно уговаривать ответить на поставленный вопрос, на нем могут поставить клеймо "вечного троечника", и избавиться от него удастся очень нескоро. Поэтому нужно научить первоклассника уверенно демонстрировать свои знания, особенно если он хорошо подготовился к уроку.
Советы психолога родителям будущих школьников
Чтобы первые школьные дни не были омрачены замечаниями учителя и слезами вашего первоклассника, прислушайтесь к следующим советам:
- Найдите с ребенком время для экскурсии в школу, покажите ему будущий класс, разрешите посидеть за партой. Пусть он осмотрится в новой обстановке и немного привыкнет к школе.
- Активно привлекайте ребенка к выбору канцелярии, портфеля, школьной формы, учитывайте его мнение, не забывая о рекомендациях учителей.
- Обязательно расскажите первокласснику, как много полезного он узнает, за годы учебы, и сколько хороших книг прочтет. Учеба с интересом всегда более эффективна, чем простое заучивание информации.
- Если в семье есть старшие братья и сестры, попросите их не пугать будущего школьника рассказами о "злых" учителях и "двойках" за невыученные уроки. Пусть ребенок пойдет в школу с позитивным настроением, без страха и сомнений в своих силах.
Автор: Денис Сетин