Иногда замечания родственников или воспитателя о том, что ребенка необходимо показать опытному логопеду, его родители воспринимают почти как личное оскорбление. Еще бы, их любимое чадо, начавшее читать стихи чуть ли не с пеленок, как оказалось, не отличается членораздельной речью и имеет ограниченный словарный запас. И, желая настоять на своем, родные отказываются от визита к специалисту, считая, что ребенок "перерастет", и проблема исчезнет сама собой.
В данном случае, слепая родительская любовь способна принести малышу только вред. Даже если вы уже привыкли к особенностям его произношения, посторонние вряд ли снисходительно отнесутся к отсутствию нескольких звуков в произносимых словах и смогут понять смысл речевой "каши". Поэтому не стоит отказываться от посещения логопеда, если вы уверены, что словарный запас и качество произношения малыша развиваются в соответствии с возрастными нормами. Не обнаружив нарушений, специалист не будет настаивать на посещении занятий, тогда как при наличии тех или иных недостатков, он поможет скорректировать речь, сделав ее четкой и предельно понятной для окружающих.
Причины логопедических нарушений в речи детей
Первый вопрос, который обычно задают логопеду, выявившему у ребенка нарушения в произношении звуков, - это причина их появления. На самом деле, сложно точно установить, какой из факторов сыграл решающую роль в появлении и закреплении речевых проблем. Специалисты выявили наиболее распространенные причины недостатков произношения, среди которых:
- Травматические поражения "речевой зоны" головного мозга в перинатальном и постнатальном периоде, а также – во время родов;
- Нарушения в развитии речевого аппарата;
- Недостаток родительского внимания и времени, уделяемого малышу;
- Отсутствие обязательного продолжительного чтения вслух детских книг и стихов;
- Стеснительный и замкнутый характер малыша;
- Недостаток контроля качества речи со стороны родителей, их чрезмерное "сюсюканье" с ребенком.
К сожалению, первые два фактора, связанные с состоянием здоровья и нарушениями в развитии организма ребенка, в последнее время встречаются слишком часто. Именно поэтому, при обнаружении серьезных проблем с речью или ее отсутствии, логопед обязательно порекомендует пройти дополнительное обследование у профильных специалистов – стоматолога, невролога, отоларинголога. В зависимости от выводов коллег, он посоветует родителям либо повысить качество и продолжительность занятий с ребенком, либо порекомендует медикаментозную терапию, с приемом препаратов, стимулирующих речевую активность, либо назначит время и место проведения индивидуальных занятий.
Продолжительность и содержание логопедических занятий
Занятия у логопеда назначаются обычно на утро или дообеденное время – как правило, после ночного сна, ребенок бодр и активен, легко усваивает новую информацию и не капризничает, занимаясь столько, сколько рекомендуют специализированные обучающие программы. Продолжительность каждого посещения составляет от получаса до сорока минут, в зависимости от возраста и особенностей нарушений речи. Очень важно, чтобы ребенок не слишком устал и смог "обработать" полученную на занятиях информацию, а не воспринимал каждый визит как скучную и неприятную обязанность, доставляя родителям немало неприятных минут капризами и отказом идти на урок.
В случае если малыш только перешагнул двух- или трехлетний рубеж, занятия строятся на поиске интересных для него предметов – игрушек, лакомств, цветных картинок - и отработке произношения их названий, содержащих "проблемные" для ребенка буквы, которые никак не хотят появляться в его речи. А для детей постарше подбираются веселые стишки и скороговорки, которые, одновременно с речью, развивают наблюдательность и тренируют память. Быстрая смена занятий и индивидуальный подход, учитывающий особенности характера, позволят превратить упражнения в увлекательную игру, "расшевелив" даже самого застенчивого малыша, нуждающегося не только в постановке звуков, но и в стимулировании желания общаться и контактировать с окружающими.
Занятия с логопедом – домашние задания для взрослых и детей
Любой квалифицированный и опытный специалист не сможет полностью устранить речевые нарушения у ребенка без помощи родителей, в обязанности которых входит повышенный контроль качества речи, ненавязчивая корректировка неправильного произношения, всестороннее стимулирование малыша больше общаться и активнее идти на контакт. Нередко логопед требует выполнения домашних заданий – например, отработки чтения скороговорок или стихов, направленных на "появление" в речи недостающего звука. К их выполнению следует отнестись с должным вниманием – во-первых, по улучшению качества произношения сразу будет заметно, что родители заинтересованы в развитии ребенка, а, во-вторых, дополнительные упражнения помогут ребенку быстрее справиться с недостатками речи.
Не ругайте малыша, если что-то не получилось с первого раза – пройдет время, и результаты занятий дадут о себе знать, избавив ребенка от насмешек других детей и сделав его главным участником детских утренников и мероприятий, благодаря хорошо развитой речи и качеству произношения.
Автор: Денис Сетин