Казалось бы, кто собирается в школу в конце осени? Но на самом деле приступить к выбору учебного заведения для будущего первоклассника нужно не менее, чем за год до начала первого школьного звонка в жизни вашего ребенка.
Впрочем, советы психолога, приведенные в этой публикации, помогут родителям не только будущих, но и настоящих первоклассников.
Лицей или гимназия?
Первые месяцы учебного года - горячая пора для детских психологов. Основными их пациентами являются детки из различных гимназий, лицеев и прочих "продвинутых" учебных заведений с завышенными требованиями.
Понятно, что каждому родителю кажется, будто его ребенок обладает недюжинными способностями, и тем не менее, нагружать малыша с первых дней учебы "по полной" опасно. Это чревато стрессами, бессонницей и головными болями. А самое главное - у ребенка может сформироваться глубокий страх перед школой. Особенно если малышу еще нет семи лет.
Более того, в этом возрасте сам первоклашка еще не знает, какие из школьных предметов нравятся ему больше. Поэтому лучше для начала отдать малыша в самую что ни на есть обычную школу, и уже по окончании первого учебного года определиться с ним вместе, есть ли у него желание и способности к более глубокому изучению тех или иных предметов. В конце концов, перевестись никогда не поздно. Система подушевого финансирования, действующая сейчас в школах, материально заинтересовывает учителей в как можно большем количестве учащихся.
Учительница первая моя
Выбрав школу познакомьтесь со всеми учителями параллели первоклашек заранее. Внимательно прислушайтесь к собственным впечатлениям. С кем из них вы сможете по-настоящему сотрудничать? Это важный момент, от которого зависит, как ваш ребенок будет учиться.
И обязательно узнайте мнение будущего первоклашки. Идеальная первая учительница должна быть одновременно хорошим педагогом, плюс немножко мамой и чуточку няней.
Домашнее задание
- Самыми важными, - рассказывает педагог-психолог Центра медицинской профилактики департамента здравоохранения Краснодарского края Майя Петриченко, - для первоклассника являются первые два-три месяца учебы. В это время важно не впадать в крайности. Ни тотальный контроль, ни абсолютная свобода при подготовке домашнего задания на пользу не пойдут. В первом случае родители не дают сформироваться чувству ответственности у ребенка, во втором страдает качество подготовки уроков.
Приступать к занятиям лучше вместе. Но когда вы увидите, что малыш может дальше справиться с уроками самостоятельно, дайте ему эту возможность. Впрочем, нередко для ребенка важно само присутствие родителя в процессе приготовления домашнего задания. Для того, чтобы продемонстрировать, как ловко он с ним справился. Ведь в этом возрасте маленький человечек воспринимает себя только через мнение близких взрослых людей. Поэтому наше одобрение ему необходимо.
Со временем нужно сокращать время присутствия родителей при подготовке домашнего задания. К концу первого класса ребенок должен делать его уже самостоятельно.
Приступать к подготовке уроков нужно не ранее, чем через час-полтора после школы. Это время включает в себя возвращение домой, переодевание и обед. В оставшуюся часть малышу нужно развеяться, но лучше не отпускать его в это время на улицу - ребенок может перевозбудиться и настроится на совсем иной лад.
Время непрерывной подготовки задания не должно превышать 15-20 минут. В небольшие перерывы можно сделать пальчиковую гимнастику, упражнения для глаз или просто поприседать, помахать руками-ногами, выйти на балкон и т.п. К концу первого класса время непрерывной подготовки можно увеличить до сорока минут.
Ни в коем случае нельзя:
- Заставлять первоклашку переделывать классную работу, какой бы ужасной на ваш взгляд она ни была. Лучше предложить самому проверить ее и исправить ошибки устно.
- Ругать малыша за исправления, которые он делает в тетради. Это первая форма самоконтроля у ребенка. А ради такой важной вещи можно и пожертвовать чистотой тетрадки.
- Давать ребенку дополнительные задания. Большая нагрузка приводит к стрессам и вызывает отвращение к самому процессу подготовки уроков.
- Исправлять что-то собственной рукой в его тетради. Это его территория, на которую родителям вход воспрещен. Если уж хотите показать ему, как бы вы справились с этим заданием, напишите на отдельном листе бумаги.
Автор: Екатерина Некрасова