В Москве прошел круглый стол, посвященный злободневной теме: "Детский суицид. Причины, противодействие, профилактика". Выступая на данном мероприятии, руководитель отдела эпидемиологических и социальных проблем психического здоровья Института им. Сербского Борис Положий, подчеркнул, что суицидальные наклонности у ребенка формируются в возрасте до 6 лет.
Именно в этом возрасте закладывается основа психологической личности (слабый или сильный, будет ли он способен противостоять внешним отрицательным воздействиям и т.д.). Поэтому и ответственными за психологическое состояние ребенка оказываются родители и воспитатели в детском саду.
Самоубийцами становятся те, кто в детстве подвергался насилию со стороны взрослых или сверстников, страдал от родительского диктата, слишком строгого воспитания или, наоборот, от недостатка внимания. Еще одним важным фактором, по словам психиатра, является плохая наследственность – наиболее вероятно появление детей-самоубийц в семьях, члены которых страдают депрессиями или иными патологическими состояниями психики.
Ситуацию с подростковыми самоубийствами усугубляет то обстоятельство, что дети в России не обследуются психиатрами в обязательном порядке. "Попробуйте посоветовать матери ребенка, чтобы она показала его психиатру, – она вам за это глаза выцарапает, – говорит Борис Положий. – Младенца в детской поликлинике осматривают специалисты всех профилей – педиатр, невролог, офтальмолог и так далее, не осматривает только психиатр".
Патологии в раннем возрасте не выявляются, и никто их не лечит. А проявлять себя они начинают уже в подростковом возрасте. Так, среди детей до десяти лет число самоубийств очень мало, в возрасте 10 – 14 лет их частота вырастает в четыре раза, в 15 - 19 лет еще в десять раз. Среди самых частых поводов для самоубийства подростков – плохие результаты ЕГЭ, отсутствие перспектив поступления в вуз, конфликты со сверстниками.
По словам участников круглого стола, основная беда состоит в том, что большинство родителей в России безграмотны в вопросах педагогики, но при этом практически все считают себя прирожденными педагогами. Человек обычно говорит: "Я что, не знаю, как детей воспитывать? Я воспитываю, как меня отец воспитал, а я вот какой молодец вырос!" "А мне так и хочется ему сказать – вырос-то идиот!" – признается Борис Положий.
Отчаявшись научить чему-то родителей, психиатры решили, что надо учить детей. В институте Сербского начата разработка учебника психологии для учеников вторых – четвертых классов. Готов он будет к концу года. "Вообще-то, психологию следует изучать со 2-го класса по 11-й, – считает Борис Положий. – Сейчас пока она изучается в рамках короткого курса в старших классах школы". Потом специалисты займутся разработкой учебников для старших возрастных групп. Каждый последующий будет рассчитан на два года: для 5 – 6 классов, 7 - 8 классов и так далее.