Психологи установили, что для изучения иностранного языка используемого в школе, у иноязычных детей уходит не меньше, чем шесть лет.
Однако установлено также, что имеется и значительная разница в изучении иностранных языков между арабоговорящими и иностранными учениками.
Коллектив во главе с Хосе Игнасио Вила оценил знание каталанского и испанского языков в конце последнего года обучения в начальной школе (возраст 11–12 лет) у 153 арабоговорящих школьников, 45 выходцев из Румынии и 259 испаноговорящих детей из Латинской Америки. Все дети обучались в Каталонии с ясельного возраста, а присоединившиеся к ним в начальной школе прежде учились в родных странах.
Сначала учёные выбрали 57 школ из списка, предоставленного каталонским правительством и насчитывающего 570 государственных школ, в которых более 10% составляли иностранные ученики. Отбор вёлся по двум критериям: процент иностранных учеников в классах и язык преподавания в школе (испанский или каталанский). Из числа выбранных только в 52 школах учились румынские, латиноамериканские или арабские дети. Около 69% учеников посещали школы с испанским языком, а 31% - с каталанским. Знание обоих языков оценивалось с помощью тестов.
Результаты показали, что арабоговорящие ученики имели более низкий уровень владения каталанским и испанским, за исключением разговорного каталанского языка, который они выучивали лучше румынских, но хуже латиноамериканских школьников. Эти данные подтверждают, что иностранным детям требуется как минимум шесть лет, чтобы достичь того уровня языка обучения, который имеют дети-аборигены.
Румынские дети, живущие в каталаноговорящем окружении, но обучающиеся на родном языке, достигали уровня аборигенов в знании каталанского через шесть–девять лет. Для сравнения: у латиноамериканцев на это уходило не более шести лет. Что касается арабоговорящих учеников, то они к моменту окончания начальной школы знали испанский значительно хуже носителей.