Количество мигрантов в Москву из стран Центральной Азии, Китая и Вьетнама, превысив все разумные пределы, не сокращается. Приезжают они чаще всего вместе с семьями, а это значит, что помимо поиска работы возникает и еще одна немаловажная проблема – где учить детей.
В настоящее время по данным Департамента образования Москвы в школах обучается около 70 тыс. детей мигрантов. Приезжие в основном селятся в Южном, Юго-Восточном и Восточном округах столицы. В итоге в школу в данных округах приходят в первый класс около 30% детей, не владеющих русским языком детей на должном уровне. Тем временем родители московских школьников, как только количество детей мигрантов в классе превышает 15%, судорожно пытаются подыскать своим отпрыскам более подходящую школу, Это неудивительно, т. к. перед учителем ставится вдвойне сложная задача: как обучать детей с разным культурным, языковым и образовательным уровнем. Безусловно, проблема миграции лежит не только в политической, но и в педагогической плоскости.
Однозначного отношения к обучению детей мигрантов в обществе нет. Например, президент Международной методологической ассоциации Сергей Попов считает, что установка столичного правительства на прием всех без исключения детей в школы правильна, однако есть одно "но": образовательные учреждения не готовы к этому. По его мнению, первоначально задумывалось, что в школе должен быть однородный состав учеников с одинаковым культурным, языковым и образовательным уровнем. Если же этого не происходит, то класс делится уже не на успевающих и отстающих, а на приезжих и местных. В итоге появляется социальная граница между детьми. Думается, это не есть хорошо, т. к. излишняя напряженность в школьном коллективе ни к чему.
Кроме того, осложняет ситуацию и отношение к миграции, которое есть в обществе. Директор Центра этнополитических и региональных исследований Владимир Мукомель отмечает, что в настоящее время не сформировалось точное представление о будущем России: то ли она должна быть многонациональна и многоконфессиональна, то ли должно быть сосредоточение на "русско-православном ядре", отказе от эмиграции. Эти два пути подразумевают совершенно противоположные варианты выстраивания отношений внутри одной страны. В итоге неопределенность в обществе не преминула сказаться на школе, т. к. дети мигрантов учатся там вместе с российскими.
Поэтому возникла проблема – это отношения между детьми. У нас существует отношение "понаехали тут", что передается и детям. В зависимости от того, какая в школе атмосфера, куда попадают дети, то такие отношения между ними. Ксенофобские отношения, существующие в школе, – это самое страшное, что может быть в обществе, потому что из этой среды они проявляются так или иначе в подростковом или взрослом возрасте. Поэтому сегодня проблема № 1 в регионах и городах, где существует острота понимания ксенофобских настроений и отношений, состоит вот в чем: мы должны понимать, что это – дети, наши дети. "Детей мигрантов" не бывает: бывают мигранты, а их дети – это не мигранты: они – дети. Если мы этого не поймем, то никакого социального толка не будет.
Меня радует такая школа, как № 654 Сидорова Евгения Анатольевича, которая находится между тремя рынками, и в которой снята проблема ксенофобских отношений между детьми. Каким образом? Важно, как примут этого ребенка, как отнесутся к нему, как он будет себя чувствовать и понимать, что относятся к нему по-дружески или как к чужаку, смеются ли над ним. Поэтому тот опыт, который есть в школе Евгения Анатольевича, сегодня бесценен в том смысле, что если ребенок приходит, то дети его принимают как представителя культуры, которой они должны интересоваться, как некоего человека, у которого есть день рождения, который они должны отмечать. В Москве есть много школ, где эта проблема снята. Правда, в тех школах нет очень большого количества этих людей.
Если мы не поймем системность проблемы, мы не преодолеем ксенофобскую логику. Эта проблема решаема. Надо попытаться создать атмосферу, в которой дети воспринимают другого ребенка как другого с его качествами, но не по тому признаку, что он той или иной национальности