Глеб Никитин выступил на парламентских слушаниях
Раздел: Новости образования Дата: 23.05.09
21 мая 2009 года в Государственной Думе Федерального Собрания РФ прошли слушания проекта концепции "Наша новая школа", организованные Комитетом Государственной Думы по Образованию.
Студент Санкт-Петербургского государственного университета, представитель России на Саммите J8-2007, Глеб Никитин представил собравшимся предложения участников проекта "Юношеская восьмерка".
Полный текст выступления Глеба Никитина:
Глубокоуважаемые дамы и господа!
Благодарю Комитет по Образованию Государственной Думы Российской Федерации за возможность выступить на данных слушаниях от имени участников и победителей конкурсов "Мир глазами молодых" и членов российских делегаций на встречах "Юношеской восьмерки"!
В 2006 году по инициативе Российской Федерации в рамках первого председательства России в "Группе восьми" и параллельно с Саммитом "Большой восьмерки" в городе Пушкин состоялась первая встреча Юношеской восьмерки, на которой собрались представители молодого поколения из всех стран-участниц "Большой восьмерки", чтобы обсудить основные мировые проблемы. Свою точку зрения на решение этих проблем ребята выразили в коммюнике, которое и было передано главам государств "Группы восьми". Теперь Юношеский саммит каждый год собирает талантливых и активных ребят со всего мира. Однако благодаря ему и внутри России сформировалось целое молодежное сообщество, так как ежегодный отбор российской делегации на саммит путем конкурса "Мир глазами молодых" выявляет талантливых ребят со всей страны, которым не безразлично будущее России и которые четко осознают свою ответственность за него. Именно поэтому мы решили создать молодежную организацию "Юношеская восьмерка". И поскольку тема образования для нас особенно близка и актуальна (так как мы совсем недавно закончили школу, а многие из нас – еще старшеклассники), то первым нашим проектом стала анализ проекта Национальной образовательной инициативы "Наша новая школа".
Проанализировав проект и сопоставив его с нашим видением потребностей развития российской школы мы выражаем поддержку как идеологии документа, так и его основным положениям. При этом считаем необходимым выделить наиболее важные с нашей точки зрения позиции инициативы и предложить ряд конкретных направлений их реализации, которые в большинстве своем требуют внесения изменений или принятия новых законодательных и нормативных актов.
Первый ключевой блок задач – это создание современных комфортных условий, стимулирующих интерес к учебе и предоставляющих каждому ученику возможности индивидуального развития.
Выполнение этих задач возможно в первую очередь за счет существенного перераспределения учебных нагрузок и высвобождение времени на внеклассные программы в соответствии с индивидуальными наклонностями каждого. Это подразумевает введение 5-дневной учебной недели для освоения собственно учебных программ и развитие системы учреждений дополнительного образования. Учебные программы должны быть едиными в начальной и средней школе. В старших классах должна получить дальнейшее развитие профилизация по группам дисциплин.
Индивидуальное развитие в рамках внеклассных программ должно обеспечиваться за счет качественных и доступных образовательных услуг. Необходимо дальнейшее внедрение очно-заочной и заочной форм дополнительного обучения.
Считаем важным создание системы материальных и нематериальных стимулов для "успешных" в любом виде деятельности учеников. Необходимо восстановление системы поиска и отбора школьников, проявляющих незаурядные индивидуальные способности в соответствующих видах деятельности, и создание условий для их дальнейшего развития (спецшколы-интернаты при ведущих вузах, спортивные школы и т.п.).
Для расширения кругозора и воспитания толерантности следует поддерживать и развивать практику школьных обменов в федеральных округах, во всей Российской Федерации и с зарубежными школами. Важным инструментом воспитания гражданской позиции и грамотности школьников является система поддержки инициатив школьников и школьного самоуправления, когда каждый заинтересованный ученик может влиять ход вещей в своей школе.
Развитие интеллектуального, творческого, спортивного и социального капитала учеников может быть достигнуто за счет расширения числа конкурсов, конференций, состязаний и олимпиад, информация о проведении которых должна оперативно доводиться до всех учащихся.
Следует обратить особое внимание на разработку правовых основ и программ защиты учеников от неуважительного и предвзятого отношения со стороны педагогов. В качестве возможных инструментов мы предлагаем: - пропаганду имиджа "уважительного и потому уважаемого педагога". - создание в школах морально-этических кодексов не только для учеников, но и для учителей. - ежегодное анонимное анкетирование учащихся.
Мы понимаем, что формирование комфортных и стимулирующих условий для учеников невозможно без восстановления и поддержания высокого профессионального уровня педагогов.
Помимо очевидной необходимости повышения зарплаты учителей привлекательность профессии может быть повышена - через возможность получения "стимулирующего" социального пакета (различающегося в зависимости от возрастной группы учителя); - через разработку и внедрение системы материальных стимулов для педагогов, заключающуюся в возможности повышения заработка за счет соответствия четким и понятным критериям, включая результаты ежегодного анонимного анкетирования учеников.
Эффективность работы учителя напрямую связана с выполнением учебной и учебно-методической работы. Необходимо существенно уменьшить административно-бюрократическую нагрузку на педагогов и школьную администрацию. - Необходимо снизить число обязательных для оформления педагогом документов. - Необходимо пересмотреть и резко сократить "надшкольную" систему управления образованием. - Необходимо организовать систему адресной подготовки и повышения квалификации администраторов школьного образования. - Необходимо формирование действенной системы обратной связи, т.е. включение педагогических коллективов, родительских комитетов и органов школьного самоуправления в систему оценки качества и эффективности работы органов и конкретных лиц из управлений образованием на муниципальном и региональном уровнях.
Еще одним важным условием обеспечения комфортной и стимулирующей школьной среды является само школьное пространство и его наполнение. Безусловно необходимо принять адресную целевую программу реконструкции существующих школьных здании и постройки принципиально новых школ. Развитие и поддержание материально-технической базы учебных заведений возможно как с помощью увеличения объемов бюджетного финансирования, так и за счет привлечения спонсорских средств. Для этой цели важно шире распространять опыт передовых школ по созданию попечительских советов, которые одновременно способствуют большей открытости и финансовой прозрачности деятельности школ.
Детальные предложения были представлены нами Министру образования и науки А.А. Фурсенко, председатель Комитета по образованию Государственной Думы Г.А. Балыхину и помощнику Президента России А.В. Дворковичу.
Хотелось бы также отметить, что совсем недавно мы запустили новый проект "Оценка эффективности Национального Приоритетного Проекта "Образование". Данное исследование направлено на получение достоверной информации о том, каким образом реализуется данный проект в разных регионах России, каковы его достоинства и недостатки. Нам кажется, что полную картину событий можно сформировать только при принятии во внимание мнений и учеников, и преподавательского состава, и сотрудников администрации школ. Сейчас мы находимся на стадии их интервьюирования, сбора и обработки информации. На данный момент нам удалось задействовать школы Северо-Западного, Центрального, Уральского и Южного Федеральных округов Российской Федерации. Нам кажется, что подобный мониторинг и анализ ситуации может помочь скорректировать направления и методы реализации проекта, для повышения его эффективности.
Новость опубликована на сайте Дети сети....
http://www.detiseti.ru
Адрес новости:
http://www.detiseti.ru/article.php?storyid=3395
|