Дети сети... - веб портал о детях для родителей


Россия научит мир учиться
Раздел: Новости образования Дата:  23.07.06

Саммит лидеров G8 принял подготовленную Россией резолюцию по развитию глобальной системы образования. Многие ее положения взяты из Концепции модернизации образования в России. Так что теперь реформировать свое образование по-русски сможет любая страна мира.



Фото: ИТАР-ТАСС.В воскресенье по инициативе России лидеры стран "большой восьмерки" занялись обсуждением состояния образования в мире. Как оказалось, проблем в этой сфере накопилось повсюду немало, но главная из них, как заявил в прямом эфире радиостанции "Маяк" министр образования и науки Андрей Фурсенко, состоит в том, что образование повсеместно "не успевает угнаться за развитием жизни". Как заставить образование соответствовать глобальному инновационному процессу, и стали думать.

 

Нынешнее состояние образования участники саммита оценили невысоко.

 

По мнению Владимира Путина, оно вообще "не отвечает необходимому уровню – уровню развитых высоких технологий", рассказал позднее журналистам заместитель пресс-секретаря МИД Японии Акира Тиба. А раз так, то надо срочно улучшать качество и среднего, и профессионального образования, решили участники саммита. Причем делать это, как выяснилось, станут по рецептам, прописанным руководителями российского образования: именно они подготовили проект резолюции участников саммита, получивший название "Образование для инновационных обществ в XXI веке" и принятый затем лидерами "большой восьмерки" практически без изменений.

 

Лечить недуги мирового образования будут средствами, широко известными в России благодаря концепции модернизации образования и федеральной целевой программы развития образования на 2006–2010 годы. Самые узнаваемые среди них – активное взаимодействие образования с бизнесом; создание исследовательских сетей с участием вузов, науки и бизнеса; привлечение частного капитала при создании научных центров и увеличение притока инвестиций; разработка образовательной политики с учетом мнений предпринимателей; расширение студенческих и преподавательских обменов; первоочередное повышение качества образования по математике и иностранным языкам, а также создание системы непрерывного образования. Кроме того, в документе подчеркиваются роль преподавателя в системе образования и необходимость повышения привлекательности карьеры учителя.

 

Во исполнение этой программы страны "большой восьмерки" обязуются "активно сотрудничать в сфере обеспечения высококачественного базового образования, грамотности и гендерного равенства", "создавать современные эффективные системы образования, отвечающие требованиям глобального инновационного общества", а также "обмениваться информацией о своих квалификационных системах", отмечается в итоговом документе. "Страны G8 будут стремиться к обеспечению доступного качественного образования и профессионального обучения для всех, независимо от социально-экономического положения, возраста, пола, вероисповедания, этнической принадлежности или ограниченных физических возможностей", – подчеркивается в заявлении. В результате, надеются лидеры ведущих мировых держав, должно наконец сформироваться глобальное инновационное общество, обеспечивающее доступность и равные возможности для получения образования. Таким образом, возможно, и решится задача сделать образование адекватным глобальному инновационному процессу, отметили они.

 

В России, правда, всех этих плодов предписанные образованию средства пока так и не принесли.

 

Тем не менее в Минобрнауки рассматривают произошедшее на саммите как серьезную победу. Одной из главных российских инициатив на нем стало, по словам Андрея Фурсенко, обсуждение "соответствия квалификации, квалификационных требований к профессиональному образованию в разных странах". В условиях глобализации, подчеркнул он, каждый человек должен понимать, насколько он востребован в одной стране, получив образование в другой. И хотя лидеры "большой восьмерки" не пошли в обсуждении этой проблемы дальше декларации и договорились, по сути дела, лишь присмотреться к проблеме, сама ее постановка на саммите рассматривается российской стороной как прорыв.

 

Другим революционным положением замминистра образования Владимир Фридлянов считает появление в итоговом документе вопроса о системе школьных оценок или проблемы детских садов. Наконец, отмечают в министерстве, серьезной победой является включение в резолюцию пункта о международном академическом обмене. Впрочем, напомнил Фурсенко, в рамках саммита никаких конкретных решений и по этому поводу принято не будет. "Все-таки его роль – выдача некоторых месседжей, которые должны обеспечить продвижение в ту или другую сторону", – подчеркнул министр. В перспективе Фурсенко не исключает, что будет достигнуто соглашение об упрощении визового режима для студентов со странами ЕС, но пока договоренность об облегчении визового режима появилась только в итоге произошедшей накануне встречи президента России Владимира Путина с премьер-министром Японии Дзюнъитиро Коидзуми.

 

Помогут ли "российские" рецепты лечению мировой системы образования, покажет будущее.

 

Все предыдущие попытки успехом не увенчались, констатировали участники саммита.

 

"Необходимо сосредоточить общие усилия на достижении этих целей к 2015 году. Мы вновь подтверждаем наши обязательства в этой области", – отмечается в документе. До сих пор, по статистике ООН, до 860 млн взрослых (13% всех обитателей земли) остается неграмотными, и две трети из них – женщины. Свыше 115 млн детей в возрасте 6–11 лет не может посещать школу; 55% из них – девочки. Лишь около 10% землян пользуется интернетом, а 70% обитателей планеты никогда о нем не слышали.

 

Текст: Марина Лемуткина.

Источник: Газета.Ru.






Новость опубликована на сайте Дети сети....
http://www.detiseti.ru

Адрес новости:
http://www.detiseti.ru/article.php?storyid=171