Панельная дискуссия по проблеме информатизации системы образования состоялась в рамках двухдневного федерального Форума "Умный город будущего – 2014". Эксперты сошлись в едином мнении, что Россия приблизилась к высокому уровню информатизации образования, а вот хорошо это или плохо, по этому вопросу их позиции принципиально разошлись.
Директор Федерального института развития образования Александр Асмолов выразил уверенность в том, что "мы живем в эпоху, когда закрытое образование – детский сад, школа, университет – начинает существовать в иной социокультурной реальности, где выстраивается персональное виртуальное пространство, где каждый ребенок сам себе гугл". По его словам, рождаются новые психологические типы учащихся: на смену традиционным сангвиникам и холерикам, приходят "самоискатели", "идентификаторы", "навигаторы" и "проводники". В связи с этим эксперт считает, что все образовательные схемы должны быть трансформированы, а главным риском современного образования он называет "отставание учителя от ученика".
Как рассказал начальник управления проектов в области образования и социальной сфере МИА "Россия сегодня" Дмитрий Гужеля, последние 15 лет в России непрерывно реализуются программы информатизации образования, в том числе, программы переподготовки кадров, массового оснащения школ компьютерами, подключения к сети интернет. По его данным, если раньше в российских школах на один компьютер приходилось примерно 80 школьников, то сейчас в зависимости от региона России этот показатель снизился до 1-5 детей.
Стратегическое мнение директора направления молодые профессионалы Агентства стратегических инициатив Дмитрия Пескова заключается в том, что "черных лебедей" на технологическом горизонте наблюдаются единицы, и ключевым вопросом в современном образовании становится сама педагогика, а не информационные технологии. По его словам, образовательные технологии нанесли школе больше вреда, чем пользы.
"Если у учащегося в голове есть модель саморазвития, ему вовсе не обязательно вешать в класс дорогую электронную доску и выдавать планшет с интернетом. Напротив, если мы хотим, чтобы школьник развивал мышление, учился концентрировать внимание, планшеты в школе необходимо запретить", пояснил он свою позицию.
Эксперт объяснил это тем, что формирование мышления требует оторванности и ухода в абстракцию, а электронные доски в школе поощряют клиповое сознание детей. Для развития осознанного мышления, по мнению эксперта, гораздо более эффективна и прогрессивна обычная меловая доска.
Проблему информационной избыточности в вузах обозначила в ходе панельной дискуссии ректор Московского государственного университета экономики, статистики и информатики Наталья Тихомирова. "Сегодняшний студент по 12 часов в день проводит в виртуальной среде", - сказала она, добавив, что формируется человек, с которым сегодняшний педагог не знает, как справиться и заинтересовать. В связи с этим, основную проблему ректор видит в том, чтобы перестроить университетского преподавателя, изменив его мышление. "Университет должен быть гибким, оценивать технологический прогресс", - заключила ректор.
Вице-президент издательства Просвещение Ирина Кузнецова обратила внимание спикеров на то, что, "расширяя информационное пространство, насыщая образование компьютерами, электронными досками и свободным Wi-Fi, никто не предложил ни одной новой педагогической технологии, что привело к дефициту знаний учащихся". Главной потерей в этой связи она считает конфликт поколений: "педагоги на фоне современных детей зачастую выглядят не совсем адекватными", "учитель превратился в дополнение к интерактивной доске". Информационные технологии в городе будущего, по ее словам, должны быть комплиментарными к педагогическому процессу, и учителю всегда должно быть отведено главное место.
Долю позитива в дискуссию внес министр образования Республики Северная Осетия – Алания Алан Огоев. Он выразил уверенность в том, что образовательная среда должна использовать все технологические достижения. "Благодаря современным девайсам в республике начали развивать дистанционное образование детей с ограниченными возможностями, и сейчас 100% детей данной категории охвачены обучением", - сообщил министр. При этом он добавил, что таким образом с одной стороны развивается доступная среда, а с другой - повышается качество образования.
Он также подчеркнул, что осетинские педагоги очень довольны экспериментом с введением электронных учебников. По его мнению, современные технологии повышают мотивацию у детей. "Учитель должен увлекать учащихся в образовательный процесс, и неважно с помощью чего - мела или Wi-Fi", - заключил министр.