Истоки детской жадности. Учим ребенка делиться
Тема: Узнай своего ребёнка Дата: 17.07.08
Едва вы начинаете выходить с малышом поиграть во двор, детская жадность начинает активно обращать на себя внимание окружающих. Родителям стыдно, они начинают отчитывать малыша, отбирать у него игрушки, демонстративно отдавая их другим детям. Чтобы эти ложные чувства не обуревали вас, провоцируя и нервируя ребенка, давайте разберемся в истоках так называемой "детской жадности". Жадность проявляется достаточно рано. Когда ваш голубоглазый ангел на невинную просьбу "Дай Васе мячик" надувается и прячет мячик за спину, а то и вовсе убегает, мама начинает паниковать: "В семье растет жадина! Надо срочно что-то с этим делать!" Двух, трехлетние дети - всегда эгоцентрики, это закон природы. Они - в центре, все остальное - это лишь их собственное продолжение. Отдать кому-либо любимую игрушку для двухлетки означает отдать частичку самого себя. Представляете, как обидно звучит для него мамино требование поделиться? "Может, мама больше любит этого другого мальчика?" - думает малыш и начинает чувствовать себя плохим, провинившимся непонятно в чем. Мы знаем, что делиться - это хорошо. В нашей культуре жадность вообще, мягко говоря, не приветствуется. Вспомните жадную старуху из "Сказки о рыбаке и рыбке", жалкого Плюшкина из "Мертвых душ", и даже рачительный Муравей из басни Крылова не вызывает особо положительных эмоций, несмотря на всю его правильность. Но у детей пока нет никакого социального опыта, для них постулат "Делиться - это хорошо" - пустой звук. Во-первых, они пока не могут предвидеть последствия своих поступков и понять, что если они будут делиться с другими, другие поделятся с ними. Вы, конечно, можете попытаться донести эту правду жизни до своего двухлетнего жадины, но малышу нужен собственный опыт. В ситуации же, когда сцена борьбы за ведерко в песочнице вылилась в оглушительный рев всех ее участников, не стоит ругать или стыдить ребенка, воспитательного эффекта вы не достигните. На этой стадии конфликта любые воспитательные мероприятия вообще бесполезны. Но как быть с ребятишками, которые давно бы уже должны понимать, что жадничать - не просто некрасиво, но и крайне невыгодно? Психологи утверждают, что жадность редко бывает свойством характера. Скорее, это своеобразный "красный флажок", который бессознательно выставляет ребенок в случае, когда испытывает те или иные психологические трудности. И наша задача состоит в том, чтобы распознать их и помочь преодолеть. Замечено, что у детей, живущих в детских домах, повышенная потребность в сладком. И не потому, что потребность организма такая, а потому, что это - утешение. Горькую пилюлю одиночества они интуитивно пытаются подсластить. То же происходит и в обычных семьях. Родители мало занимаются детьми, перепоручая заботу о них бабушкам или няням. Таким образом, нарушается эмоциональная связь ребенка с родителями, и дети будут особенно рьяно защищать свою собственность, а к подаркам относиться с фанатичной бережливостью. В этом случае бороться с так называемой жадностью бесполезно - это еще больше нервирует ребенка. А вот при потеплении отношений в семье приступы жадности постепенно исчезнут.
Кто виноват?
Как ни кощунственно это звучит, но мы сами нередко мотивируем детскую жадность. "Кушай, солнышко, кушай... Уходи, котик, мы сами все скушаем..." Малыш разевает рот... "Та-а-к, кто тут у нас игрушки не убрал? А вот я сейчас соберу их и отдам соседскому Пете!" Испуганный малыш быстренько собирает игрушки... А трогательные наставления: "Вот тебе бутерброд, съешь на перемене. И не вздумай кому-нибудь отдать, голодным останешься". Продиктованные заботой о ребенке, все эти мотивации на самом деле довольно разрушительны. И после этого мы ждем от них щедрости?
Что делать?
Итак, как же правильно должны действовать родители, чтобы потом не краснеть за излишнюю бережливость своего чада? - Вспомним сцены в песочнице: их мало кому удалось избежать. Лучшее, что вы сможете сделать, это отвлечь малышей, переключить их внимание на что-либо другое, не связанное с предметом спора, на что-то увлекательное: начните строить, предложите скатиться с горки. В процессе совместного действия вполне возможно, что ваш малыш спокойней отреагирует на то, что другой ребенок взял его игрушку. - Вы можете предложить малышу поменяться: "Ты дай Ване подержать свою машинку, а он даст тебе свою". Если оба участника согласны: это первый шаг к осознанию того, что делиться выгодно. Если одна из сторон сопротивляется, не настаивайте: время не пришло. - Постарайтесь не брать на прогулку дорогие игрушки: вы будете невольно проявлять повышенное внимание к ней, а малыш может понять это по-своему, ему будет гораздо труднее проявлять щедрость. - Рассказывайте ребенку сказки. Сказкотерапия помогает разрешить почти все спорные ситуации. Сказки лучше сочинять по горячим следам происшедшего.
Автор: Денис Сетин
Эта статья взята с сайта Дети сети....
http://www.detiseti.ru
URL этой статьи:
http://www.detiseti.ru/modules/dsarticles/article/99/
|