Проблема школьных перегрузок знакома почти всем педагогам, которые вынуждены задавать всё больше материала, медикам, которые помогают справиться с усталостью школьников и в самой большей степени родителям. Добросовестно выполняющий все задания и уроки ученик вынужден затрачивать на учение более 10 часов в день. Особенно это заметно в отношении учеников школ с углубленным изучением одного или двух предметов, учеников специализированных школ. Порой даже самые маленькие ученики вынуждены заниматься по 6 часов в школе и выполнять домашние задания. В итоге у ребёнка почти не остаётся времени на игры и отдых.
Почему возникают школьные перегрузки? Современные стандарты образования предусматривают более быстрый процесс обучения. Как правило, все ученики не могут сразу включиться в завышенные требования новых программ, появляются отстающие в скорости чтения и письма. И многие школьники обречены пребывать в состоянии погони за лидером: лучшие ученики уже давно освоили материал, который даётся отстающим с трудом.
Не соответствуют быстрому усвоению программы и современные учебники. Слишком много фактов и материала что плохо поддаётся запоминанию не запомнив материал ученик не может понять смысл прочитанного, в итоге он вынужден вновь возвращаться к пройденному материалу.
Признаки перегруженности ребёнка К сожалению не все педагоги и родители могут точно определить, что ребёнок перегружен изучением школьной программы. И хотя налицо явные признаки, его всё равно сажают за стол для продолжения изучения материала.
Перегрузки в обучении выражаются в изменении эмоционального состояния. Ребёнок становится беспокойным, раздражительным, иногда появляется плаксивость. При подготовке к урокам может быстро уставать. На уроках возможны нарушения дисциплины, ребёнок может просто пожить голов на парту или, не слушая учителя, выйти из класса, пройти прогуляться по двору школы. В отношениях с родителями и со сверстниками может появиться раздражение.
Медики бьют тревогу по поводу нарушений сна. Сон становится или очень чуткий или наоборот, слишком глубоким, порой родителям надо долго будить ученика.
Ухудшается почерк, ребёнок совершает множество самых элементарных ошибок, рассеян и невнимателен.
Разумная нагрузка Последствия школьной перегрузки могут быть самыми разными, от бесед с психологами и педагогами, от тренингов до медикаментозного лечения. Ребёнок пребывает в стрессовом состоянии, у него подавляется воля, появляется апатия, отсутствует желание учиться - "всё равно не смогу изучить материал".
Надо изменить режим дня школьника. Учитываются биоритмы ребёнка, активность по часам. Иногда бывает достаточно сменить выполнение тех или иных работ во временном отрезке, и ребёнок будет лучше выполнять задания.
Нагрузка не должна слишком сильно уменьшаться, она должна рационально распределяться, нужен критерий оценки работоспособности, по которому определяется интенсивность нагрузок, должна действовать система нагрузок - от простого к сложному.
Даже при выполнении домашнего задания необходимо делать перерывы - ученик может просто постоять несколько минут на балконе или прогуляться по двору, в соседнем скверике или парке.
Уменьшение и рациональное распределение нагрузок, их коррекция - общая забота родителей, педагогов и медиков.
Автор: Денис Сетин