После рождения, каждый ребенок как белый лист: его поведение и понимание, в большей мере, будет зависеть от влияния окружающих людей, тем более родителей.
Поскольку в современном обществе очень важно быть гибким, готовым к постоянным изменениям, а соответственно уметь принимать быстрые и работающие решения, необходимо развивать у ребенка креативность (творческое мышление). Именно такое мышление способствует развитию уверенности, а также облегчает принятие решений в неожиданных ситуациях.
Развивать креативные способности у ребенка можно уже с раннего возраста. Именно дошкольный период является одним из важных для формирования творческого мышления. В этом возрасте ребенок еще не знает осуждения, незакомплексован и с радостью проявляет свои задумки. Поддержания такого поведения взрослыми помогает ребенку расти уверенным в себе и готовым к новому.
Поскольку представление об окружающем мире формируется на основании восприятия, очень важно дать возможность ребенку воспринимать мир разными способами. То есть, чем больше предметов разной формы он сможет трогать, разнообразнее музыку или звуки, будет слышать, тем больше информации и опыта получит. В результате именно на основании такого жизненного опыта в будущем рождаются новые идеи. Кроме того, для целенаправленного развития творческого мышления, стоит придерживаться некоторых советов:
1. Необходимо читать и сочинять сказки. Родители и ребенок вместе могут придумывать сюжеты и героев, а потом сыграть их. При составлении рассказа необходимо дать больше воли фантазии ребенка, ведь его ум придумывает действительно новый сюжет, тогда как взрослый уже работает по шаблону. При такой игре, ребенок имеет возможность полностью проявлять свою фантазию, принимать решения - пускай даже как герой сказки - и нести ответственность. Несмотря на всю несерьезность игры для взрослых, это очень важный процесс в развитии детей.
2. Рисование очень важный процесс для формирования творчества. При этом ребенку необходимо ставить конкретные задания для рисования (несуществующие животное, новая планета и т. п.). В процессе исполнения рисунка важно, чтобы ребенок сам решал каким будет изображенный предмет, линии или цвета. После окончания занятия необходимо интересоваться, почему именно так сделан рисунок. Такой подход не только развивает творчество, но и дает возможность ребенку научиться аргументировать, объяснять свою позицию.
3. Важно понимать, что поскольку ребенок узнает мир в процессе своего взросления, то до определённого момента он не знает название и цель применение окружающих вещей. Именно поэтому дети, для своих игр, могут использовать разные предметы (крышечки, палочки, листики и т. д.), при этом используя их не всегда по целевому назначению. Это объясняется тем, что ребенок еще неограничен знанием о существующей роли предмета и может его использовать любым удобным способом. Таким образом, это хорошее упражнение для любого возраста: необходимо выбрать предмет и придумать как можно больше вариантов его применения без ограничения в идеях.
Существует много целенаправленных игр, упражнений для формирования креативного мышления. Родителям стоит понимать, что даже при отсутствии свободного времени они могут способствовать развитию ребенка, ведь именно от них зависит его готовность к жизненным ситуациям.
Автор: Денис Сетин