"На что будешь учиться в школе?" - "На пятёрки!" - такой разговор между родителями и их любимым чадом происходит в каждой семье, когда ребёнок с большим букетом цветов идёт в первый класс.
Однако проходит какое-то время, и родители могут заметить, что их ребёнок совсем не хочет учиться – отлынивает от занятий, не сосредоточен на выполнении домашних заданий, приносит плохие отметки, или того хуже – прогуливает уроки.
Пытаясь исправить ситуацию, часто родители прибегают к уговорам, угрозам, скандалам, разным мотивационным хитростям (будешь получать хорошие оценки - купим тебе велосипед и т.п.).
Однако на пути решения этого непростого вопроса должно стоять стремление понять своего ребёнка и его нежелание постигать азы науки.
Причин может быть несколько, и в некоторых можно разглядеть вину самих родителей:
- Ребёнок избалован и желает делать только то, что ему хочется, так как он с самых пелёнок не знал ни в чём отказа;
- Ребёнок не мотивирован, так как в силу возраста и воспитания не может ещё думать о будущих перспективах;
- Ребёнок быстро утомляется, что может свидетельствовать о проблемах со здоровьем;
- Ребёнок не научен усидчивости и усердию, и привык много времени проводить за компьютером или телевизором;
- Ребёнку не нравится школа, учителя или плохие отношения с одноклассниками.
Как можно заметить, почти все проблемы того, что ребёнок не хочет учиться, кроятся в недостаточной внимательности родителей по отношению к воспитательному процессу, а также невнимательность к здоровью ребёнка.
Успешная мотивация на учёбу Зачастую успешное обучение ребёнка, его желание, так сказать, "грызть науку", закладывается ещё с самого раннего возраста.
Каждый ребёнок в дошкольном возрасте переживает период "почемучек", когда он активно начинает познавать мир, перед ним встаёт огромное количество разных вопросов. В этот ответственный период родителям ни в коем случае нельзя отмахиваться от ребёнка, наоборот, нужно внимательно выслушать его очередное "почему", дать развёрнутый ответ и не забыть похвалить – так вы сможете стимулировать интерес ребёнка к познанию, и впоследствии он будет воспринимать школу как кладезь новых знаний.
Огромное влияние на ребёнка оказывает окружение, и хоть ваше чадо вправе само выбирать себе друзей, вы можете немного "подкорректировать" этот процесс – запишите ребёнка в какую-нибудь секцию или кружок, музыкальную или художественную школу, чтобы он мог выбирать себе друзей из этой среды.
Не ругайте ребёнка за плохие оценки – бывает всякое, а вот за хорошие не забывайте хвалить. Пусть ребёнок ощущает, что вы гордитесь его даже самыми маленькими успехами.
Очень часто ребёнок не хочет учиться, когда у него не складываются отношения с учителями или одноклассниками, в этом случае, безусловно, нужно выяснить причину таких проблем с коммуникацией – не всегда причина в самом ребёнке.
Очень грустно констатировать тот факт, что сегодня встречаются и недостаточно компетентные учителя с предвзятым отношением к детям, с манерой делить класс на "любимчиков" и "нелюбимчиков", к тому же нередко в классе неформальное лидерство принадлежит плохому ученику, и на прилежных детей устраивают травлю, обзывая "ботаниками". В таких запущенных случаях лучшим решением будет смена класса или даже школы.
В любом случае, причин, почему ребёнок может внезапно охладеть к учёбе, масса, и родителям нельзя всё пускать на самотёк, а как следует разобраться в своём ребёнке и его окружении. Но самое главное, с раннего детства ребёнок должен уверовать, что получение новых знаний – это, прежде всего, интересно, а хорошая учёба – залог успешного будущего.
Автор: Денис Сетин