Человек, умеющий логически мыслить, чаще добивается успеха в жизни. Логика отвечает за способность делать правильные выводы, быстро отделять значимые факты от несущественных, доказывать или опровергать доводы оппонента, принимать взвешенные и обоснованные решения. Именно поэтому многие родители стараются как можно раньше начать развивать логическое мышление ребенка.
Особенности развития логики у детей разных возрастных групп Чтобы грамотно заниматься с ребенком, родителям необходимо понимать основы развития логического мышления и подбирать методы, соответствующие возрасту малыша. Начиная с двух лет дети мыслят наглядно-действенно или наглядно-образно. С заинтересовавшим их предметом малыши обязательно устанавливают не только зрительный, но и тактильный контакт, как бы "думают руками". В этот период основными рычагами воздействия на логику являются различные игры с использованием отличающихся по форме, размеру и цвету геометрических фигур, простейшие устные задачи.
К 3-4 годам ребенок переходит на уровень словесно-логического мышления, которое впоследствии совершенствует в течение всей жизни. У малыша на второй план отходит необходимость в ощупывании предмета, а также появляется способность делать самостоятельные выводы на основании устной или письменной информации.
Игровые методики развития логического мышления у детей Педагогами и психологами доказано, что легче всего малыши познают новое в игровой форме. Игра позволяет сделать процесс максимально ненавязчивым и интересным для ребенка. В этом случае обучение воспринимается им не как обязанность, а как веселое времяпрепровождение с родителями или другими взрослыми.
Первые занятия можно начинать уже с двухлетнего возраста: к этому моменту ребенок способен делать первые попытки к пониманию самых простых причинно-следственных связей. Прекрасным способом развить логику являются совместные систематизирования предметов по каким-либо признакам. Например, можно разделить кубики по цвету, собрать пирамидку в правильном порядке, разложить по группам героев из нескольких любимых мультфильмов. На первых порах главная роль в таких занятиях отводится родителям, именно они должны подтолкнуть кроху к действиям и продемонстрировать правила игры. Деткам постарше задачи нужно усложнять. Им следует группировать уже не однотипные предметы по одному признаку, а определенную серию: фрукты и овощи, съедобное и несъедобное, животные и люди.
Неплохим способом повысить у ребенка способность к логическому мышлению станут различные настольные игры. Это могут быть простые ролевые сюжеты, лото, домино, шахматы и даже морской бой. Детям постарше следует предлагать пазлы, мозаики и конструкторы, игры с которыми отлично развивают логику, а также образное мышление и мелкую моторику рук. Не стоит забывать и о постоянных устных тренировках. Они не требуют дополнительного материала и могут проводиться в любом месте: на улице, в гостях, дома. Ребенка необходимо попросить назвать одинаковые по назначению предметы, допустим, автомобиль, автобус и троллейбус, или объяснить какое-либо явление, например, почему днем светло.
Основную ответственность за формирование логического мышления у малыша несут родители. Именно они должны всеми возможными способами направлять ребенка, покупать ему специальные развивающие игрушки и наборы, стимулировать его логическую деятельность. Если самостоятельно это получается не в полной мере и возникают трудности, то можно обратиться в специализированные центры раннего развития.
Автор: Денис Сетин