Ребенок среди сверстников
Тема: Узнай своего ребёнка Дата: 19.04.06
Старшие дошкольники уже много времени проводят со своими сверстниками. Поскольку основной вид их самостоятельной деятельности – игра, она и становится основной самоорганизации любой детской группы. Вокруг нее и в ней строятся реальные взаимоотношения детей. Умеет ли играть интересно, справедливо ли поступает в совместной игре – это критерии, которые во многом определяют отношение сверстников к ребенку, их симпатии. А войти в общество сверстников совершенно необходимо для эмоционального благополучия ребенка (так же как для взрослого – важно чувствовать себя полноценным членом производственной группы). Неумение играть может вызвать отвержение ребенка обществом сверстников, обернуться непоправимыми последствиями, глубокими личностными травмами для дошкольника. Первоначальный внешний конфликт (не принимают в игру) переходит во внутриличностный - снижается самооценка ребенка, у него возникает чувство малоценности или, наоборот, негативизм, который уже с трудом поддается психолого -педагогической коррекции. В группах детского сада встречаются порой дети, которые всегда в стороне от других детей, не принимаются в их компанию, потому что не умеют играть или играют не так, как принято в этой группе. Никакие прямые нажимы взрослых, направленные на то, чтобы этих детей приняли в игру, не помогают. Пока взрослый рядом, его авторитет может "сработать", но когда дети останутся одни, все вернется на свои места. А ведь на начальной стадии все еще вполне поправимо - надо просто помочь ребенку овладеть необходимыми способами игры. К сожалению, родители не всегда видят неблагополучие ребенка, а если видят, не всегда понимают его причины. Нежелание идти в детский сад, например, - это чаще всего показатель конфликта со сверстниками, неумения ребенка найти общий язык с ними. Эта сфера жизни ребенка не должна быть вне поля зрения родителей. Присмотритесь, как играет ребенок с детьми во дворе, с приятелями, которые бывают у вас дома, прислушайтесь к замечаниям воспитательницы в детском саду. Другой причиной конфликтов со сверстниками (кроме неумения играть) может быть слишком высокая самооценка ребенка, привыкшего играть и общаться со взрослыми, которые снисходительны к нему, чрезмерно хвалят, понимают с полуслова. Такой ребенок хочет быть первым в любой игре, не принимает сверстников как равных партнеров с их собственными замыслами и намерениями. Здесь неоценимую помощь взрослому окажет игра с правилами. Правила обязательны для всех, выбирать первого - по справедливости (по очереди, по считалке и т.п.) – все это должен понимать ребенок, чтобы не вызвать к себе недоброжелательного отношения сверстников. Правила "справедливого" поведения можно использовать и в сюжетной игре – при выборе ее темы, распределении ролей. Правда, самими детьми в самостоятельной сюжетной игре они используются значительно реже, чем в игре с правилами, но ребенок должен иметь и такой опыт. Своевременная и правильная организация взрослым игры ребенка важна не только для его развития, его будущей жизни, но и для его сегодняшнего эмоционального благополучия, которое для старшего дошкольника во многом определяется возможностями его включения в группу сверстников, успешностью взаимодействия с ними.
Эта статья взята с сайта Дети сети....
http://www.detiseti.ru
URL этой статьи:
http://www.detiseti.ru/modules/dsarticles/article/6/
|