В школу – без иллюзий
Тема: Пора в школу Дата: 19.04.06
Не будет преувеличением сказать, что подавляющее большинство детей впервые отправляются в школу преисполненные воодушевления и энтузиазма. Они понимают или хотя бы интуитивно чувствуют, что пойти в школу – значит, подняться в своем развитии на ступеньку выше. Проходят дни и недели, и первоначальное воодушевление сменяется иными чувствами. Правда, далеко не однозначными. Одни дети сравнительно легко проходят период адаптации и чувствуют себя в школе комфортно. Но немало и таких, кого быстро постигает разочарование, и школьная жизнь для них рискует на долгие годы обратиться в тяжелое бремя, не сулящее ничего, кроме огорчений и обид. На тему так называемой школьной дезадаптации педагоги и психологи исписали тысячи страниц, однако эта проблема по сей день освещена крайне односторонне. Пафос большинства таких работ сводится к тому, что если ученик неуютно чувствует себя в классе, то в этом по большому счету, виноват он сам. Ну и от части его родители, не сумевшие сформировать у ребенка готовность к школьному обучению – познавательную, мотивационную, эмоциональную и т.п. Трудно не согласиться с тем, что неподготовленному ребенку в школе приходится несладко. Как и верно то, что первоначальные затруднения могут закрепиться и вылиться в стойкую школьную дезадаптацию. Но это лишь одна сторона проблемы. О другой по сей день говорить на принято. Считается, что наша школа, подготовившая к жизни множество талантов и героев, - оплот гуманизма и нравственности. В такой школе ребенок просто обязан быть счастлив, если только в нем самом нет какого-то изъяна. Сама природа школы такова, что порождает множество проблем, которые ставятся в вину ребенку. Обвинять беззащитного легко и безопасно. Но давайте все-таки найдем в себе силы сказать хоть слово в защиту наших детей. А это оказывается, совсем непросто! Понаблюдайте за мамами папами, приходящими в школу на родительское собрание. За школьными стенами это в большинстве своем уверенные в себе люди, преисполненные собственного достоинства. Но, переступив школьный порог, почти все они как бы съеживаются, втягивают головы в плечи, словно стараясь уменьшиться в размерах. Лица приобретают заискивающее выражение. Любое слово классного руководителя встречается подобострастными кивками и поддакиванием. А если в адрес того или иного ребенка раздаются упреки, то не возникает и тени сомнения насколько они обоснованы. "Разберемся, подтянем, образумим, накажем…" А дома дети с трепетом ждут возвращения мамы или папы. Дети знают, что сними действительно "разберутся". Большинство родителей просто не способны отнестись к школе, к учителям трезво и непредвзято. Этому мешает их собственный, усвоенный ещё в детстве страх перед школой, а так же своеобразный комплекс неполноценности, от которого большинство нормальных взрослых людей вполне свободны в любой сфере своей жизни, но который безотчетно просыпается в школьных стенах. С поступлением в школу жизнь ребенка резко меняется, причем не только в лучшую сторону. Неизбежно возникают проблемы и трудности. Они более или менее остры в каждом конкретном случае, однако от них не избавлен практически никто. Ведь наша школа – это традиционно очень жесткая авторитарная структура, со строгими требованиями к дисциплине, а точнее к повиновению. Ребенку, попавшему во власть этой структуры, приходится привыкать к ограничению свободы, к необходимости соблюдать строгий распорядок, подчиняться чужим и зачастую малосимпатичным людям, быть одним из многих, а не единственным, испытывать отношение не всегда искреннее и справедливое, а порой и недоброжелательное. Кстати, именно потому воспитанники детского сада по сравнению с "домашними" детьми несколько легче адаптируются к школе ( независимо от умственных способностей), что уже немного привыкли ко всем этим особенностям общественного воспитания. Детский сад может хуже или лучше справляться с познавательным развитием детей, с их интеллектуальной подготовкой к школе, однако в плане врастания в авторитарную пирамиду подчинения он готовит детей безупречно. То, что может шокировать в школе "домашнего" ребенка, для выпускника детского сада уже привычно. Он уже пару лет назад выплакал свои обиды и эмоционально закалился.
Просто не забывайте, что учительница (сколь угодно милая) видит вашего ребенка по-своему, и вы сильно ошибетесь, если свой материнский взгляд замените ее учительским. И самое главное – освободиться от иллюзий и мифов, которые в свое время изрядно попортили жизнь вам, а теперь могут повредить и вашему ребенку.
Миф первый: " Школа – второй дом". Дом у ребенка один. И не надо перекладывать на чужих людей то, что для вас наиболее ценно и значимо. Школа живет по другим законам, и законы родного дома в ней не действуют. Так что же она для ребёнка, если не дом? Обязанность, работа, дело. Хорошо, если дело становится любимым. Но признаемся себе: все ли мы в жизни занимаемся любимым делом? Чаще бывает иначе: работа не очень увлекательна , а то и неприятна. Но необходима! Значит, нужно набраться терпения и исполнять долг. А не морочить голову себе и другим приторными иллюзиями. Ведь сами – то мы в них не верим.
Миф второй: " Учительница – вторая мама". Мать у ребенка тоже одна. Роль матери учительница пускай играет для собственных детей, а для учеников она – учитель. Это совсем другая роль. Не менее достойная, но другая. Она обязательно требует такта, милосердия, ума. Но слиянию родственных душ, беззаветной взаимной любви тут взяться неоткуда.
Миф третий: " Учитель желает ребенку добра". Правильнее сказать, что хороший учитель, как и хороший врач, стремится ученику не навредить, не сделать зла. А вот добро – это уже другая категория, и это не всегда забота учителя. Если есть такая возможность, расспросите в приватной беседе любого педагога о его целях. Редко кто ответит, что цель его жизни – сделать счастливыми учеников. Снабдить их знаниями, уберечь от пороков – это да! Редкий учитель способен желать ребенку добра в такой же степени, как родные мама и папа. И не нужно от него этого ждать. У него другие заботы.
Миф четвертый: " Учитель всегда прав". А вы вообще встречали хоть одного человека, который всегда прав и никогда не ошибается, полностью избавлен от недостатков, предрассудков и заблуждений? Не бывает таких людей! Даже среди педагогов. Как у любого человека, у каждого учителя есть свои индивидуальные особенности (не всегда положительные) и личные проблемы, а их печать неизбежно ложится на стиль его отношений с детьми. Многие из нас наверняка вспомнят свою любимую учительницу – умную, добрую и справедливую. А то и двух-трех таких учителей… Из тех полутора десятков, что в свое время учили нас уму-разуму. Вот вам и искомая пропорция. А большего ждать наивно. Многие из нас в не такие уж далекие школьные годы хлебнули немало огорчений из-за того, что наши родители свято верили подобным мифам. Не будем повторять их ошибок.
Сказанное вовсе не следует воспринимать как гневное обличие школы. В конце концов, все мы вынесли из школьных лет много приятных воспоминаний о любимых учителях и добрых товарищах, о минутах радости и восторга. Но таких воспоминаний было бы намного больше, если бы не навязанные нам розовые очки, не дающие возможности различить шероховатости и острые углы, которые из-за этого ранят еще больнее. Отправляя ребенка в школу, отбросим розовые очки. Так мы легче убережем свое дитя от "ушибов". Да и очевидные достоинства школы разглядим более трезво.
Источник: Степанов С.С., Нормальные проблемы нормального ребёнка.
Эта статья взята с сайта Дети сети....
http://www.detiseti.ru
URL этой статьи:
http://www.detiseti.ru/modules/dsarticles/article/3/
|