Математика для дошкольников
Тема: Идём в детский сад Дата: 04.08.09
Чем раньше ребенок начнет понимать цифры, тем проще ему будет даваться математика в школе, он не будет ее бояться. Существуют специальные методики для раннего развития умения считать. Эти методики важно комбинировать с наглядными, интересными пособиями, которые сделают обучение проще и станут мотивацией для ребенка. Многим малышам нужно сначала многое сделать и проговорить прежде, чем они начнут понимать смысл цифр. Уже в два года большинство детей знают слова "один", "два", "три" и т.д. Однако в очень редких случаях они понимают, что именно эти слова обозначают. В этом возрасте дети еще не владеют навыками понимания и сопоставления чисел.
Что такое понимание чисел и как его развить?
Для начала нужно познакомить ребенка с основными концепциями измерений. Например, детям нравится говорить, что они "больше" или "выше", чем их братья или сестры, либо друзья. Или, к примеру, ребенок думает, что в кружке умещается больше напитка, если она выше, чем остальные. Нужно закреплять эти понятия, родители должны следить за тем, чтобы они запоминались правильно. Можно начать сравнивать по размерам, длине, высоте игрушки, играя с ребенком в ванне. На этой стадии ребенок руководствуется не логикой, а восприятием. Если какие-то понятия воспринимаются ребенком неправильно, важно это исправить наглядным образом, через игру. Умение классифицировать - это один из основных навыков, которому ребенок должен научиться с помощью множества экспериментов и общения со взрослыми. Мы классифицируем вещи по размеру, длине, высоте, даже не задумываясь об этом: например, покупая продукты, мы их разделяем на разные группы (крупы, мясо, молочные продукты), мы сортируем белье перед стиркой по цветам и видам тканей и т.д. Через такие простые ежедневные действия ребенок может очень быстро усвоить основы классификации.
Упражнения на классификацию:
- Кубики: разделяйте их по цветам - синие, зеленые, красные; - Столовые приборы или белье тоже можно делить по цветам; - Формочки: научитесь определять треугольник, квадрат, круг и т.д.; - Разделяйте все предметы по принципу: на чем можно кататься, чем можно рисовать, что плавает, что летает и т.д.; - Попросите ребенка определить, какие предметы в комнате круглые, какие - квадратные, какие легкие, какие тяжелые и т.д.; - Попросите ребенка определить, какие предметы сделаны из дерева, пластика, металла и т.д.; - Разделяйте вещи по самым разным классификациям: форма, вес, материал, цвет и т.д.
Перед упражнениями на счет
Ребенок должен научиться сравнивать группы объектов прежде чем он будет готов к счету. Как уже говорилось, маленькие дети руководствуются, прежде всего, зрительным восприятием. Поэтому ребенку кажется, что в кучке из пяти грейпфрутов больше наименований, чем в кучке из пяти лимонов - просто потому что по размеру грейпфруты больше лимонов. Поэтому нужно сравнивать объекты по одному. Пусть ребенок отодвигает один лимон, а вы параллельно отодвигайте один грейпфрут. И так далее несколько раз, чтобы ребенок понял, что количество грейпфрутов такое же, как и лимонов. Эти упражнения нужно будет повторять по несколько раз, чтобы ребенок запомнил.
Другие упражнения:
Нарисуйте несколько кругов (это будут лица) и отдельно несколько точек (это будут глаза) и спросите ребенка, достаточно ли на рисунке глаз для лиц. И спросите, как ребенок это определил. То же самое проделывайте с носами, ртами, ушами и т.д. Предметов должно быть то больше, то меньше, то достаточно. Обсуждайте, как можно это определить. Используйте наклейки: пусть ребенок классифицирует их по разным признакам. Наклейте ряд наклеек, затем под ним наклейте ряд из такого же количества наклеек, но на большем расстоянии друг от друга. Спросите ребенка, одинаковое ли количество наклеек в этих рядах. Спросите, как можно это определить - НО НЕ СЧИТАЙТЕ! Наклейки нужно сопоставлять одну к одной. Разложите разные предметы на подносе (например, зубную щетку, расческу, ложку и т.д.). Попросите ребенка отвернуться, разложите эти предметы в другом порядке. Когда ребенок повернется, спросите, изменилось ли число предметов. Вышеперечисленные упражнения помогут ребенку понять основы счета до изучения концепции цифр. Самые простые предметы могут помочь вам в этой задаче.
По материалам детского информационного центра Shirley’s.
Эта статья взята с сайта Дети сети....
http://www.detiseti.ru
URL этой статьи:
http://www.detiseti.ru/modules/dsarticles/article/193/
|