Дети сети... - веб портал о детях для родителей


Развитие ребёнка. Несколько слов о возрастных кризисах
Тема: Узнай своего ребёнка Дата:  19.01.07

     Многие мамы и папы задают вопрос: "А мой ребёнок соответствует возрастному развитию? А есть ли у него какие-то отклонения? А нормально когда...?". Вот для этого можно проконсультироваться у психолога. Не путайте психолога и психиатра. Психолог – это не врач. Он, как правило, не имеет полного медицинского образования, не ставит диагнозов и не прописывает лекарств. Психологи в основном работают с психически здоровыми людьми.

     Существует много методик и тестов (эти тесты не имеют ничего общего, с публикуемыми тестами в газетах и журналах) для выявления какого-либо психологического дискомфорта. В психологии есть раздел для самых маленьких, так называемая психология раннего вмешательства. Её предназначение – на самых ранних этапах выявить и по возможности откорректировать нарушения психомоторного развития ребёнка. Ведь чем раньше выявлено отклонение от нормы, тем легче с ним справиться. По данным из разных источников очень немногие дети рождаются абсолютно здоровыми. У большинства детей есть те или иные неврологические или соматические нарушения. Но ни в коем случае не ставьте жирную точку на этом! Адаптивные возможности маленьких детей поистине огромны. Так что психология раннего вмешательства весьма актуальна.
     Довольно часто на прием приглашается вся семья. Ведь зачастую проблемы ребенка – это отражение проблем семьи в целом, и в этом случае справиться с ними удается только тогда, когда налажено прочное сотрудничество психолога и всех членов семьи.
     Прежде чем искать причины, во что-то вмешиваться, что-то менять, убирать, добавлять или корректировать, необходимо выяснить, что перед нами – вариант возрастной нормы или действительно отклонение?
     Ни для кого не секрет, что все дети развиваются по-разному. Существуют врожденные различия темперамента, силы нервной системы, склонностей и способностей. Даже у самых маленьких детей существуют приобретенные различия характера. Все это необходимо учитывать. Но существуют и некие общие закономерности. Принято считать, что возрастное развитие человека состоит из кризисов и относительно спокойных (стабильных) периодов. Наступления этих самых кризисов по-разному описываются разными исследователями, при этом они (исследователи) опираются каждый на свою теорию. Но в одном все сходятся – наибольшее количество кризисов и почвы для них произрастает в детстве и ранней юности.
     Каждый кризис имеет какую-то свою цель и свою задачу. Каждый кризис имеет свое лицо. Каждый кризис должен быть успешно разрешен. Если этого не происходит, то развитие в той или иной мере нарушается. В период кризиса человек особенно уязвим для стрессов и негативных влияний. Именно в период кризиса люди чаще всего подвержены соматическим и нервно-психическим заболеваниям.
     Первый кризис, который переживает человек – это переход от внутриутробного состояния к жизни снаружи, другими словами – рождение. Лицо этого кризиса всем известно, его основная задача – приспособиться к окружающему миру.
     Дальше мнения специалистов расходятся. Поэтому расскажу вам не о сроках кризисов и их количестве, а какие феномены их сопровождают.
     Итак, где-то во второй половине первого года и уж наверняка к его завершению нормально развивающийся ребёнок проявляет какие-то признаки страха и недоверия к незнакомым людям. Со знакомыми он ведет себя спокойно и доверчиво.
     Где-то в районе 2-х лет появляется упрямство, иногда сочетающееся с откровенным шкодничеством. "Он как будто меня испытывает!" говорят мамы о таких детях. Действительно, испытывает, потому что одна из задач данного кризиса – установление границ приемлемого поведения. Другая задача – завоевание физической автономии (знаменитое – Я сам!)
     В районе 4-х, 5-ти лет большинство детей боятся крупных животных, необычных природных явлений, иногда очень пугаются чужих или даже собственных фантазий.
     Приблизительно в это же время – происходит мировоззренческий кризис. Ребенок впервые задумывается над вопросами бытия, задает вопросы типа: "Мама, а ты не умрешь?", "А я не умру?" и т.д. Этот кризис ни в коем случае не должен быть проворонен родителями, так как в этот период ребенку необходима их поддержка.
     Когда ребенок идет в школу с ним может случиться, а может и не случиться кризис начала обучения. Далее идет всем известный подростковый кризис.
     На этом чреда кризисов человека не обрывается. И у взрослых есть свои критические особенности.
     Итак, первое, о чем надо помнить родителям, воспитателям и учителям:
     - Каждый ребенок индивидуален, каждый развивается по-своему. У всех детей есть врожденные качества, которые влияют на характер, на психику и в целом на весь организм ребенка.
     - Существование кризисных возрастных периодов. Для каждого кризиса свои "заморочки".
     - Если есть у ребенка симптомы, которые настораживают родителей, не тяните, приведите малыша (или более старшего ребенка) для консультации у психолога.
     Посоветоваться со специалистом имеет смысл в том случае, когда:
     - Имеются проблемы с наследственностью;
     - Имеется родовая травма или иной неврологический диагноз;
     - У малыша нарушен сон, аппетит и режим дня;
     - Ребенок до года отстает в развитии от своих сверстников более, чем на 2 мес. В любом из психомоторных показателей;
     - Приучение ребенка к чистоте наталкивается на упорное сопротивление (например, к 3-м годам регулярно писает или какает в штанишки)
     - К двум годам речь ребенка состоит всего из нескольких слов; в три года ребенок не говорит предложениями;
     - Упрямство ребенка носит особенно злокачественный характер, доставляет серьезные неудобства и даже приносит прямой вред самому ребенку или окружающим;
     - Ребенок чрезмерно агрессивен, регулярно бьет детей, животных, родителей. На увещевания не реагирует;
     - У ребенка полно страхов, он не спит по ночам, просыпается с криком, не остается один даже в светлой комнате;
     - Ребенок часто болеет простудными заболеваниями, имеет целый ряд функциональных расстройств;
     - Внимательность ребенка, на ваш взгляд, оставляет желать лучшего. Он чрезмерно расторможен, неусидчив, постоянно отвлекается от начатого дела и недоделывает ничего до конца;
     - Вам кажется, что др. дети намного умнее (глупее) вашего ребенка. "Может он у меня умственно отсталый? (вундеркинд)";
     - Учебные проблемы младшего школьника не спешат улучшаться даже после усиленных занятий с ним;
     - У вашего ребенка (школьника) нет ни друзей, ни постоянных приятелей, нет абсолютно никаких увлечений, либо они меняются по несколько раз в месяц;
     - В вашей семье постоянно происходят конфликты между ребенком и кем-то из членов семьи;
     - Вы абсолютно перестали понимать, что происходит с вашим сыном или дочерью. Его или ее душа для вас – "черный ящик";
     - В школе жалуются на вашего ребенка. А Вам кажется, что они к нему несправедливы;
     - Ребенок часто уходит из дома, и вы не знаете, где и с кем он проводит время;
     - Ребенок совершил один или несколько поступков, которые принято считать асоциальными;
     - Ваш подросток совершенно забросил учебу. Похоже, его это совсем не волнует;
     - Ваш сын или дочь неоднократно высказывались на тему, что жизнь – это нестоящая штука, или на пике ссоры с вами грозились покончить с собой;
     - Межличностные отношения в семьи настолько запутаны и сложны, что вы понимаете – это очень отражается на психике ребенка.

     Прочитав это список, вы сами можете сориентироваться в том, нужна ли вашей семье консультация специалиста-психолога.

Статья подготовлена по книге
"Понять ребенка. Психологические проблемы ваших детей." Мурашова Е.В.





Эта статья взята с сайта Дети сети....
http://www.detiseti.ru

URL этой статьи:
http://www.detiseti.ru/modules/dsarticles/article/18/