Развиваем слуховую чувствительность новорожденного с помощью игры!
Тема: Игры с ребёнком Дата: 28.04.09
В животике у мамы малыш заочно получает представление о многоголосии мира, он словно впитывает мелодию жизни. А, едва появившись на свет, легко отличает человеческие голоса от всех прочих звуков. Еще более удивительно, что новорожденный кроха узнает голос мамы – каждый раз реагирует на него радостным возбуждением либо, наоборот затихая и полностью сосредоточившись на милом говоре. Разумеется, слуховая чувствительность крохи не так высока, как у взрослого человека. Причина объяснима – некоторое время после рождения в среднем ухе младенца остается жидкость, затрудняющая передачу звуковых колебаний. Но слуховой механизм быстро прогрессирует. Успехи особенно ощутимы, если родители с первых дней уделяют этому должное внимание. Сейчас ваша задача – говорить с малышом обо всем на свете, не скрывая собственных эмоций. Кроха быстро становится активным слушателем. Он не только воспринимает звуки окружающего мира и различает их, но и постоянно проявляет к ним интерес, демонстрируя явное удовольствие. Пройдет немного времени, и малыш начнет плавно произносить отдельные гласные звуки и их сочетания. Предлагаем вам домашнюю школу развития слуховой чувствительности в форме игры, рассчитанную на три первых месяца жизни малыша. 2-3 недели
Умение 1. Следим взглядом за предметом, который движется во всех направлениях и при этом звучит!
- Звонкие воздушные дорожки. Ваша задача – привлечь внимание ребенка к предмету, издающему звук. Отлично, если малыш следит за ним глазами и ждет, когда тот зазвучит снова. - Игрушки – колокольчик, погремушки с различными наполнителями. - Условия – положите малыша на спинку перед собой. - Занятие – возьмите колокольчик и потрясите им на расстоянии 60-70 см от детского лица. Колокольчик негромко звучит, привлекая к себе внимание крохи. Не получается? Тогда постарайтесь, чтобы игрушка попала в поле зрения малыша. И начинайте плавно передвигать ее вправо – влево, каждый раз возвращая в центр. Водите колокольчик в горизонтальной плоскости не только из стороны в сторону, но и крестообразно, а затем и восьмеркой, а в вертикальной – плавно поднимайте его вверх до полуметра, затем опускайте.
Результат. Малыш плавно сопровождает взглядом звучащий предмет, который движется в разных направлениях - вверх-вниз, вправо-влево. Ребенок прислушивается к звучанию игрушки даже в том случае, когда та находится вне поля зрения.
1 месяц
Умение 2. Распознаем звук, отыскивая его источник глазами, а при необходимости поворачиваем голову.
- Шумелочки. Ваша задача – привлечь к звучащему предмету внимание малыша, чтобы он не только следил глазами за тем, как игрушка перемещается, но также искал ее по звуку. - Игрушки – несколько оригинальных погремушек-шумелок, которые несложно сделать своими руками. Возьмите небольшие пластиковые бутылочки и насыпьте в каждую гречку или рис, семечки или фасоль, кусочки спичек или фруктовые косточки, скрепки или пуговицы. Затем обтяните бутылочки кусочками яркой ткани либо оберните цветной бумагой. - Условия – положите малыша перед собой или устройте ему гнездышко у себя на коленях, а сами сядьте так, чтобы спина имела хорошую опору. - Занятие – сначала, как в предыдущем упражнении, начните перемещать игрушку в разных направлениях в поле зрения ребенка. Потом сместите погремушку в правую или левую сторону так, чтобы малышу пришлось повернуть вслед за ней головку.
Результат. Ребенок плавно прослеживает взглядом за предметом, который звучит и двигается во всех направлениях - вверх-вниз, вправо-влево и по диагонали. Малыш находит предмет по звуку, поворачивая головку в нужную сторону.
2 месяца
Умение 3. Произносим гласные звуки длительно и певуче (гулим)
На исходе первого месяца жизни кроха порадует близких первой улыбкой. Отныне она станет озарять детское личико всякий раз, когда вы ласково обратитесь к ребенку. Вскоре малыш пожелает вступить в диалог, используя собственные звуки. В минуты радости, услышав обращенную к нему речь, он дергает ножками и размахивает ручками, пробует издавать ответные звуки. Комплекс оживления – показатель того, что вы обрели благодарного собеседника.
- Лодочка. Ваша задача – побудить малыша произносить певучие гласные. - Игрушка – ваше лицо. - Условия – положите ребенка животиком себе на грудь или устройте его полулежа в ваших руках. - Занятие – приблизившись к лицу крошки, певуче произнесите гласные звуки: а-а-а-а, о-о-о-о, у-у-у-у, э-э-э-э, ы-ы-ы-ы, и-и-и-и. Затем продолжите мелодичными сочетаниями: йо-о-о, йа-а, йу-уу, йэ-э-э. При этом вы можете слегка раскачиваться из стороны в сторону или качать кроху на руках под аккомпанемент простой песенки.
Читая ребенку стишки и потешки, растягивайте гласные звуки. Повторяйте слова и сочетания звуков, глядя в лицо малышу и улыбкой побуждая его присоединиться к "беседе".
Результат: Малыш радостно и подолгу гулит, когда вы эмоционально обращаетесь к нему. 2,5-3 месяца
Умение 4. Ведем диалог с помощью гортанных звуков (агуканье) и певучих гласных звуков (гуление)
К 3 месяцам малыш уже способен "вести беседу" с сами собой, агукая и прислушиваясь к собственным "высказываниям". Кроха уже отлично понимает, что на улыбку мамочки ему достаточно ответить радостной улыбкой. А вот если вы заговорите с ним, то он непременно постарается ответить.
- Диалог. Ваша задача – поддержать у ребенка желание с хорошей периодичностью, а не случайно, от случая к случаю, воспроизводить звукосочетания в общении с вами. - Игрушка – ваше лицо. - Условия – малыша можно уложить на столик, взять на руки, положить к себе на живот или колени. Если вы выбрали последний вариант, сядьте так, чтобы ваша спина имела хорошую опору. - Занятие – действуйте так же, как и в предыдущих упражнениях, однако теперь всякий раз останавливайтесь с запечатленной на лице той или иной артикуляцией, давая крохе возможность повторить ваше изречение.
Результат. Ребенок принимает активное участие в диалоге, используя всевозможные доступные ему способы. Кроха агукает и гулит.
Занимайтесь в удовольствие!
Автор: Денис Сетин
Эта статья взята с сайта Дети сети....
http://www.detiseti.ru
URL этой статьи:
http://www.detiseti.ru/modules/dsarticles/article/172/
|