"Том, пора ложиться спать!" - "НЕЕЕТ!!!!" - кричит Том, 2 года, и мчится к своим игрушкам. Мать идет за ним и уговаривает: "Пора спать, малыш. Ну пойдем...".
Мать наклоняется, чтобы взять Тома на руки. Тем временем Том визжит: "Нет, нет, нет!!!", затем он начинает пинаться и брыкаться, чтобы высвободиться. Наконец, ему это удается.
"А ну прекрати! Немедленно МАРШ В ПОСТЕЛЬ!" - кричит мать, чтобы у Тома не осталось сомнений по поводу её решительности. Том рыдает, пока его мать, измученная конфликтом, раздевает его и ведет купаться. Эмоциональное и физическое сопротивление продолжается и в ванной, и во время надевания пижамы, и во время чистки зубов, и, наконец, заканчивается, когда его укладывают и целуют на ночь.
Уставшая, мать Тома бредет в гостиную, и тут слышит: "Маааам, я хочу пить! Мааам, хочу пи-пи!". Ей ничего не остается, как принести сыну воды и сводить его в туалет. Затем, уложив сына снова, мать говорит: "И чтобы я тебя больше не слышала! Спокойной ночи!", затем выходит, хлопнув дверью - а ребенок обижается и начинает плакать.
Вот весьма распространенная ситуация с укладыванием малыша. Обычно мы рассматриваем такую ситуацию со стороны родителей. А теперь давайте посмотрим на ситуацию с точки зрения ребенка - и постараемся понять, что было не так.
Представьте, что вы читаете очень интересную книгу, и тут муж (или жена) говорит вам: "Пора спать!". Вы отвечаете "Сейчас, вот только дочитаю..." - но никто вас даже слушать не хочет. Вас насильно ведут в спальню, раздевают, отправляют принимать душ, укладывают спать. Что вы почувствуете? Что вас не уважают, оскорбляют, контролируют?
Тут многие скажут: "Да, но в два года все совсем не так - это же ребенок, он всего этого не понимает, да и вообще, я же родитель, он должен меня слушаться!"
Да, ребенок - еще не взрослый. Но он - ЧЕЛОВЕК, у него есть чувства. Во время взросления ребенку требуется хотя бы какая-то независимость, а также чтобы его выбор принимали и уважали. Это - начало становления личности, ребенок учится отделяться от родителей и узнает, на что он способен самостоятельно.
Зачастую сам факт укладывания спать – не главная причина плохого поведения, например, если ребенок и так уже устал. Но когда он слышит командный тон, то инстинктивно начинает ему сопротивляться. Подумайте: взрослые очень часто поступают точно так же. В приведенном примере Том чувствует, что его не поняли, и пытается бороться. А поскольку мама все равно сильнее, он чувствует, будто его не любят и отталкивают, что приводит к обиде и расстройству.
Часто родители к концу дня чувствуют себя настолько уставшими, что стараются уложить детей как можно быстрее, чтобы, наконец, отдохнуть. Однако ребенку может показаться, что от него пытаются избавиться. В нашем примере Том пытается добиться маминого внимания, попросив попить и сходить в туалет, но это только ухудшает ситуацию.
Итак, что нужно помнить родителям в подобных ситуациях? Во-первых, по возможности выстройте свой день так, чтобы уделить ребенку достаточно времени и понимания во время укладывания спать. Также желательно, чтобы оба родителя присутствовали при укладывании.
Начните готовить ребенка ко сну за 40-45 минут до часа укладывания: таким образом, он постепенно успокоится и утихомирится, а вам не придется торопиться. Проследите, чтобы вечером не проводились шумные, активные игры - это раззадорит ребенка и уложить его будет непросто.
Предупредите ребенка, что скоро нужно будет ложиться спать - пусть ребенок будет морально к этому подготовлен и попробует закончить игру к этому времени.
Замените приказы вопросами. Предлагайте ребенку выбор - это уменьшит ощущение контроля. Например, "Ты хочешь, чтобы я тебя искупал(а) или папа (мама)?" или "В какой пижаме ты хочешь спать?" или "Кого возьмешь в кровать - медвежонка или зайчонка?"
Придумайте какой-нибудь ритуал перед сном: например, чтение сказки, поцелуй на ночь или пение колыбельной. Постоянство здесь очень важно, особенно в возрасте от 12 месяцев до 2 лет. Всегда соблюдайте один и тот же порядок - это поможет ребенку обрести чувство защищенности и спокойствия.
Создайте атмосферу близости и понимания. Если ребенок хочет вам что-то рассказать, внимательно выслушайте. Похвалите ребенка за что-нибудь, скажите, как вы его любите, вспомните вместе что-нибудь приятное. И всего ОДИН раз мягко скажите ему, что, если он выйдет из своей комнаты без какой-либо причины или начнет шуметь, то ему все равно придется успокоиться и лечь спать.
После того, как вы сказали друг другу "спокойной ночи", больше не разговаривайте с ребенком. Дети больше воспринимают действия, чем слова, поэтому, если вы продолжите разговаривать, то ребенок воспримет это как разрешение тоже разговаривать и вредничать.
Если вы только начали приучать ребенка ложиться спать, то имейте в виду, что он, возможно, несколько раз попробует все равно выйти из комнаты или начать играть - в этом случае просто спокойно уложите его снова. Это может повториться не один раз - дети как бы проверяют серьезность родителей. Но со временем ребенок поймет, что если его уложили - значит, нужно спать.
Постепенно укладывание станет для вас своеобразным способом совместного времяпрепровождения. Ребенок должен чувствовать себя включенным в процесс принятия решений, осознавать, что укладывание спать - это не только купание и сон, но и приятное время, проведенное с родителями. А устанавливая определенные рамки, вы косвенно привьете ребенку уважение к вам и вашим решениям, помогая при этом развить уверенность ребенка в себе.
Из статьи Кэтри Кволз (руководителя международного общества International Network for Children and Families) и Хелен Холл (педиатра, детского психолога).