Пока ребенок был в семье один, он был центром внимания мамы и папы. Но вот ему исполнилось три года, и у него появился братик. Конечно, родители очень заняты - пеленки, бутылочки, и т.п. Со старшим теперь играют гораздо меньше.
И ребенок (в плане игры) может просто "застрять" на том, что он уже умеет (особенно, если он не посещает детский сад, где специальные воздействия воспитателя, общение со сверстниками продвигают его в игре вперед).
Малыш подрастает, ему уже два года, а старшему - пять. И здесь мы часто встречаемся с типичной ошибкой родителей. Их игра с детьми во всем направлена на младшего - соответствует его возможностям. Для старшего, считают родители, нужны уже другие занятия. Мама читает ему книжки, соответствующие возрасту, учит читать и считать. Папа направлен на включение ребенка в продуктивные, полезные занятия (учит его общаться с инструментами - пилой, молотком и т.п.), озабочен физическим развитием мальчика. Ребёнок вроде бы и не обделен вниманием взрослых, скоро сам научится читать, а игра его так и осталась на уровне простых действий с игрушками.
Но игровые интересы пятилетнего ребенка пока ещё сильнее интереса к другим занятиям, а без надлежащей игры со взрослым его самостоятельная игра воспроизводит образцы игры для маленького.
В самом деле, когда мама играет с малышом, старший ребёнок тоже подключается к их игре (ему тоже хочется поиграть, особенно со взрослым). А поскольку мама старается, чтобы её действия были понятны малышу, её игра проста.
Старший ребёнок либо воспроизводит образцы маминых действий, либо, стараясь обратить её внимание и на себя, неосознанно имитирует действия младшего. В результате, играют оба (и двухлетний, и пятилетний) почти одинаково.
Естественно, такая ситуация вряд ли скажется положительно на развитии пятилетнего ребенка.
Конечно, здесь описан крайний случай. Но как всё же избежать подобной ситуации?
В первую очередь надо подумать о возможностях организации игрового взаимодействия, общения старшего ребёнка со сверстниками (приглашать для игры соседских детей, детей того же возраста, с которыми ребёнок контактирует во время прогулок). Нельзя допускать, чтобы он замыкался только на игре с младшим.
А как должны вести себя родители, играя с детьми? Они должны строить игру так, чтобы оснащать старшего ребёнка игровыми умениями, соответствующими его возрасту, его возможностям. Это можно делать индивидуально, чтобы малыш не являлся помехой. Ведь бывают моменты, когда мама одна со старшим ребёнком (и в это время не стоит ограничиваться только серьёзными занятиями с ним).
Мама может организовать и совместную игру детей, участвуя в ней, как равный партнер со старшим ребёнком (т.е. как бы заменяя его сверстника), ориентируясь больше на его возможности, чем на возможности малыша. Пусть младший пока побудет не активным участником, а соучастником.
В такой игре полноценно развиваются оба ребёнка. После игры важно поощрить старшего ("как мы интересно с тобой играли"). Если мама поощряет всё время только поведение малыша, старший ребёнок может соскальзывать на более примитивные способы игры, такие же как у младшего, ведь старшему тоже хочется похвалы.
Если возрастной разрыв между детьми очень велик, разумеется, общую игру не построишь. Но, например, если ребёнку около двух лет, а старшей девочке - уже скоро семь, полезно иногда привлечь её специально к игре с малышом.
Вот малыш раскапризничался и требует внимания мамы. Можно попросить старшего ребёнка:
- Машенька, помоги мне. Поиграй немножко с Димой. Покормите с ним кукол или полечите их.
Девочка начинает играть с малышом, копируя действия мамы, которые она раньше наблюдала. Разумеется, не стоит злоупотреблять такой помощью, превращая старшего ребёнка в няньку. У него должно быть время и для собственной игры, других занятий.
Отношение родителей к старшим детям как нянькам часто передаётся малышу, который начинает вести себя просто как маленький тиран, не оставляя старшего брата или сестру ни на минуту в покое. Надо приучать малыша уважать самостоятельные занятия старшего ребёнка.