Почему в одной семье воспитание ребенка проходит гладко, а в другой что ни день - борьба? Кто виноват в том, что у ребенка "дурной" темперамент? Родители? Дурное влияние извне? В этой статье мы поговорим о том, что определяет темперамент ребенка.
С самого первого дня жизни каждый ребенок уникален. Не так давно ученые установили, что врожденные особенности человека непосредственно влияют на то, как он общается с окружающими. Благодаря многолетним исследованиям в области детской психиатрии сегодня у нас есть возможность ознакомиться с основными понятиями, связанными с детским темпераментом.
Темперамент становится четко заметен с четырехмесячного возраста. Он играет важнейшую роль в том, как будет складываться взросление ребенка. Оценить темперамент можно по следующим аспектам:
Уровень активности - от "овоща" до "электровеника": одному тяжело заставить себя проявить хоть какую-то активность, другому - сложно и три минуты просидеть на месте.
Физическая чувствительность - от низкой, когда ребенок едва ли замечает синяки, до повышенной, когда ребенок тяжело переносит мелкие царапины и даже вкус другой марки детского питания.
Регулярность - здесь речь идет о внутреннем "таймере". Одни просыпаются, засыпают и едят каждый день в одно и то же время, словно подчиняясь жесткому расписанию, в то время как другим тяжело подстроиться под какой-либо жесткий ритм, и их жизненное расписание меняется в зависимости от эмоционального состояния.
Эмоциональность - от низкой до высокой. Проявление эмоций у одних детей сводится в основном к улыбкам или хныканью, у других - это крики и истерики против щенячьего восторга.
Любопытность - одни так и норовят всё потрогать и везде засунуть свой нос, другие - будут скорее долго выжидать и наблюдать прежде, чем приступать к активным действиям.
Адаптивность – Некоторые дети с легкостью перестраиваются, для других любая перемена - стресс. Дети с неадаптивным темпераментом не только требуют больше времени на то, чтобы проснуться, придти в себя, поесть и т.д., но еще и неохотно воспринимают любые физические вторжения - от смены подгузников до необходимости сидеть у кого-то на коленях.
Выносливость – кто-то с легкостью воспринимает длительную активность (например, завязывание шнурков, вырезание), другие быстро сдаются или просят о помощи после короткой попытки сделать что-либо самостоятельно.
Отвлекаемость - от тех, кого легко успокоить убаюкиванием (в более позднем возрасте - это дети, которые быстро отвлекаются от игры, когда кто-то заходит в комнату) до тех, кто надолго зацикливается на чем либо - будь то игра или плач.
Преобладающе настроение - от приветливости до ворчливости.
Не существует плохого или хорошего темперамента. Дети (не говоря уже о подростках и взрослых) находятся в постоянной необходимости балансировать между своим собственным темпераментом и окружающей средой. Любая черта темперамента может гипертрофироваться вследствие каких-либо событий. Кроме того, разные черты темперамента могут быть востребованы в зависимости от культурной и социальной среды, в которой живет ребенок. Например, в современном мире одной из важнейших черт является адаптивность. Однако слишком мягкий, быстро адаптирующийся к новым обстоятельствам человек может в какой-то момент почувствовать, что, приспосабливаясь к изменчивому окружению, он забыл о себе и собственных потребностях, что может привести к депрессии; или же наоборот - медленно адаптирующийся человек может быстро утомляться и чувствовать чрезмерное перенапряжение. В обоих случаях важно научиться планировать и по возможности заранее распределять нагрузки, связанные с изменениями.
Изменить темперамент невозможно, но можно повлиять на его проявления. При этом важно выбирать такие меры, которые бы развивали положительные черты темперамента - и не усугубляли его слабые стороны.
Помните: главный принцип в воспитании - не подавлять, а управлять темпераментом.
По материалам статей американского психолога Хелен Ф. Невилл, соучредителя социальной программы по работе с детским темпераментом Temperament Program.