Проблемы дисциплины являются одними из самых сложных и подчас фрустрирующих для родителей. Когда вы сталкиваетесь с необходимостью призвать к послушанию вашего подросшего ребенка, то с ностальгией оглядываетесь на месяцы ухода за грудничком, когда вашей самой насущной проблемой были кормление и сон младенца.
Однако, если вы прислушаетесь к советам экспертов, вы сможете решить подобные проблемы. Дело только в выборе философии воспитания, которая наиболее точно соответствует вашему личному стилю поведения; при этом вы можете выбрать ряд аспектов различных стилей, остановившись на том, что больше соответствует вашему характеру.
Есть некоторые общие принципы, которых необходимо при любом стиле воспитания:
- Постарайтесь выдержать золотую середину между наказанием и вседозволенностью;
- Не применяйте физическое наказание;
- Не унижайте ребенка, придумывая ему оскорбительные клички и подшучивая над ним в унизительном тоне;
- Когда ситуация выходит из под контроля, дайте себе время успокоиться прежде чем начать действовать;
- Предлагайте выбор своему ребенку;
- Научитесь управлять своим гневом;
- Не забывайте поощрять и хвалить ребенка;
- Предоставляйте вашему ребенку возможность сталкиваться с последствиями своих действий;
- Не таите обиду, как только вы решили проблему плохого поведения, начинайте отношения с чистого листа.
Рассмотрите данные подходы к проблемам дисциплины и выберите те, которые соответствуют вашему стилю общения:
1. Дисциплина, основанная на уважении к границам
Детям необходимы границы для того, чтобы чувствовать себя в безопасности. Если дети не знают, каковы установленные им границы, они начинают проверять родителя на прочность, пока не обнаружат их.
Четко обозначьте границы и ваши требования. Сообщите ребенку о последствиях непослушания, постарайтесь, чтобы данные последствия логически вытекали из факта плохого поведения. Предоставьте ребенку "варианты выбора", чтобы дать ему некоторое пространство для самостоятельности. Так он возьмет на себя часть ответственности.
2. Мягкий тип воспитательного воздействия
Ребенок не может научиться себя хорошо вести, если он плачет и кричит. Зато ему пойдут на пользу превентивные стратегии, которые сокращают возможности проявить непослушание. Например, установите стандартный распорядок, чтобы ребенок чувствовал себя в безопасности. Предлагайте ему варианты выбора, предупреждайте за несколько минут до смены видов деятельности. Оформляйте ваши просьбы доброжелательно. По возможности обозначайте условия выполнения просьб ребенка, а не давайте категоричные отрицательные ответы. Если ребенок не слушается, постарайтесь отвлечь его, а также выявить и устранить причины плохого поведения (это могут быть усталость, скука, голод).
3. Положительный подход к дисциплине
Дети ведут себя хорошо, когда их правильно мотивируют и когда у них есть чувство причастности к семейной жизни. Плохое поведение имеет место, когда детям недостает мотивации. Поговорите с вашим ребенком и попытайтесь выяснить, в чем причина непослушания. Так вы сможете подобрать правильные способы мотивации и разрешить проблему.
В рамках данного подхода к дисциплине непослушание рассматривается как дополнительная возможность для воспитания и обучения, дети активно участвуют в поиске решения проблемы и принимают на себя ответственность за выбранное решение. Для ребенка естественно и даже желательно получать удовольствие от процесса поиска решения и учиться в ходе подобного поиска.
4. Эмоциональная опека
Когда дети признают и понимают собственные чувства, они лучше справляются с проблемой выбора. Вы можете помочь вашему ребенку разбираться в своих чувствах, и это укрепит эмоциональную связь между вами и ним.
Определите и откровенно обсудите с ребенком ваши собственные стандарты допустимого и недопустимого поведения. Научитесь искусству эмпатии, поставьте себя на место ребенка и попробуйте понять те чувства, которые кроются за его непослушанием. Сообщите ему о ваших наблюдениях, помогите ему осознать, что он чувствует. Если вы общаетесь с ним на основе доверия, ребенок будет открыт вам и воспримет ваши советы относительно принятия ответственных решений.
5. Изменение поведения
Поощрение хорошего поведения и отрицательное подкрепление непослушания позволят уменьшить составляющую плохого поведения. Данный подход напоминает привитие уважения к границам, ведь родитель обозначает четкие границы и последствия их нарушения, но при этом больший акцент делается на предупреждениях и поощрениях.
Материал подготовлен по статье Эвонны Лэк образовательного портала Education.com.