Кризис семи лет, как отмечают психологи, характеризуется для ребенка пересечением двух социально-психологических возрастов – это дошкольный возраст и младший школьный возраст, а также совпадает с началом поступления ребенка в школу.
Так, ребенок с принятием новой социальной роли в качестве ученика впервые начинает ощущать внутреннюю свободу, тесно связанную с началом развития общественного начала и социального "Я". Такое развитие способствует появлению у ребенка новообразования как самоуважение, что является определяющей психологической детерминантой в развитии и становлении здоровой личности ребенка. А также стоит отметить, что маркером гармоничного развития ребенка в этом возрасте является смена ведущей деятельности, а именно игровая деятельность заменяется учебной. Теперь ребенок имеет потребность соприкоснуться с миром взрослых и стать полноправным членом социума. Дети, у которых развитие протекает в соответствии с нормой, стремятся как можно скорее начать обучение в школе, а также демонстрируют готовность к новым обязанностям.
Психологи, к сожалению, отмечают, что не каждый ребенок в возрасте 7 лет психологически готов к обучению в школе. Наблюдаются и случаи, когда ребенок не имеет заинтересованности в обучении и потребности проявить свою взрослость. Такое явление характеризуется как кризисное развитие, что является, как правило, следствием неправильного воспитания.
Существует несколько социально-психологических причин такого явления:
1. Страх не оправдать ожидания родителей, возлагаемых на него задолго до поступления в школу. Обычно это происходит с детьми, чьи родители постоянно говорят о том, что ребенок должен учиться на отлично, что в их семье на отлично учились сами родители, братья, сестры и т.д.
2. Отсутствие новой роли. Обычно с такой причиной сталкиваются дети, находящиеся в дошкольных учреждениях, где программа воспитания схожа со школьной программой обучения. Сегодня во многих современных детских садах практикуют занятия с учителями в процессе школьного режима. Таким образом, программа способствует тому, что дети начинают привыкать к роли школьника еще в детском саду и роль ученика уже не воспринимается как нечто особенное, и даже наблюдается снижение интереса к школьному обучению в целом.
3. Отсутствие мотивации. Многие родители, имеющие негативный опыт обучения в школе, позволяют в присутствии ребенка негативно высказываться по поводу учителей и школьного образования в целом. Так, у ребенка формируется искаженная картина учебного процесса.
Для того чтобы развить и сформировать у ребенка социальное чувство взрослости и готовность к школе, а также помочь ребенку пережить кризисные моменты менее болезненно, родителям предлагается придерживаться следующих рекомендаций ведущих психологов:
1. Категорически запрещается пресекать проявления самостоятельности и активности ребенка. Лучший способ договориться с ребенком о том, что можно, а что нет – это привести позитивные примеры из собственного опыта.
2. Важно проявлять тактичность в общении с ребенком. Ребенок должен иметь возможность не только высказаться, но и быть услышанным, его мнение должно восприниматься как взрослое, даже если родители не услышали от него ничего рационального, и конечно, не рекомендуется прибегать к критике. Такой подход в общении с ребенком позволит сформировать у него правильное отношение к себе, а именно самоуважение и адекватную самооценку.
3. Родители должны замечать все успехи ребенка, хвалить и если есть возможность поощрять ребенка за любую заслугу. Это поможет укрепить самооценку, а также почувствовать себя самостоятельным и взрослым.
4. Всегда реагируйте на вопросы ребенка. Полученные ответы формируют у ребенка потребность в знаниях и смелость получить эти знания, например, в процессе обучения посредством вопросов, адресованных учителю.
Таким образом, чтобы исключить проявления регрессивных форм поведения у ребенка, родители должны позволить ребенку проявить свою самостоятельность, автономию в действиях и суждениях. Разрешить ребенку утратить детскую непосредственность, что позволит ему обрести внутреннюю свободу. Родители должны помочь родиться социальному "Я" ребенка, что будет способствовать развитию потребности быть вовлеченным в школьную жизнь и желание расширить социальные контакты. Но главными помощниками в период кризиса являются терпимость, эмпатия и любовь к ребенку.
Автор: Денис Сетин