Иногда за обычными детскими "не хочу" и "не буду" скрывается нечто большее, чем традиционный малышовый "инстинкт волнореза", попытка пойти наперекор родителям, в своем стремлении самоутвердиться. Пытаясь вырастить из своего чада трудолюбивого и ответственного человека, нередко взрослые с удивлением и ужасом обнаруживают, что наследник ленив настолько, насколько это только можно себе представить. Он не только не хочет выполнять какие-то обязанности по дому, соответствующие его возрасту, но и порой даже не хочет лишний раз выйти из-за компьютера, чтобы прогуляться или почитать. Если родители, в порыве слепой любви, пускают дело на самотек, проблема быстро прогрессирует, и в школе ребенок сразу попадает в число двоечников и неудачников, из-за нежелания тщательно подготовиться к уроку и выполнить домашнее задание в полном объеме, как того требует преподаватель.
Обнаружение у своего чада такого свойства характера, как лень, ставит старших перед необходимостью нащупать выход из ситуации, что может быть очень непростой задачей. Кричать и заниматься рукоприкладством бесполезно, уговоры обычно не действуют, учебники по педагогике тактично молчат или говорят о необходимости приучения ребенка к труду, но не объясняют, как это сделать в "запущенной" ситуации, когда чадо село на родительскую шею и свесило ножки. Упустив драгоценное время, воспитывать в своем наследнике трудолюбие придется потом и кровью, не жалея времени и сил, чтобы хоть чуть сдвинуть огромный камень детской лени, мешающий ребенку превращаться в полноценную личность.
Причины развития детской лени
Как и у каждого явления, у детской лени есть свои конкретные причины. Их назовет вам любой детский психолог, помогая выявить именно тот фактор, который оказался решающим, в формировании негативной черты в характере ребенка. Иногда отдельные аспекты сплетаются вместе так, что разделить их невозможно, но основные узлы удается наметить:
- Чрезмерное потакание родителей – попытка предугадать и выполнить любое желание ребенка, постоянная опека, отказ от обучения малыша навыкам самостоятельности. В итоге, чадо быстро привыкает, что за него все делают родители, и ему нет необходимости заботиться о чем-то своими силами;
- Боязнь ошибиться, неуверенность в собственных силах – распространенный фактор, вызванный нерешительностью характера и, возможно, слишком жестким воспитанием. События обычно развиваются по схеме "самостоятельное действие – ошибка – крики и наказания от старших - замыкание в себе – боязнь взять на себя инициативу – лень и безволие". Исправить проблему можно, постепенно внушая ребенку уверенность в собственных силах и избегая резкого осуждения допущенных промахов;
- Ослабление организма, авитаминоз, лишающий чадо последних сил и превращающий его в безвольного человека, испытывающего постоянное чувство усталости. Устранить неприятные явления позволяют занятия спортом и витаминная поддержка малыша.
- Скука и однообразие – иногда жизнь ребенка превращается в бесконечный круговорот между школой и выполнением домашних заданий, что вызывает вполне понятное чувство утомления. Возможно, стоит попробовать сменить обстановку и найти для своего чада интересное занятие по его вкусу, которое заставит его проявлять активность и мотивирует к смене жизненной позиции на более позитивную.
Борьба с ленью: точно в рамках дозволенного
Читать ребенку утомительные нотации можно до бесконечности – они не найдут ни единого отклика в его душе и лишь усугубят проблему, присоединив к лени отвращение к общению со старшими членами семьи. Наказание, лишение компьютера или сладостей, принудительное приучение к труду также будут иметь негативный – обратный – эффект, не принося никакого положительного результата. Приходится выбирать симбиоз психологии, такта и строгого режима, ставя ребенка в четкие рамки поведения, без каких-либо компромиссов, способных свести на нет ваши педагогические усилия:
- Объясните, что любой труд имеет свой результат, улучшая нашу жизнь. Убранная комната позволяет дышать свободнее и перемещаться, без риска упасть, помощь родителям – возможность быстрее приготовить ужин и всем вместе посмотреть телевизор, хорошая учеба сегодня – залог профессиональных успехов завтра. Главное – найти мотив, который "зацепит" ребенка, заставив его изменить ленивый образ жизни.
- Подавайте собственный пример – если взрослые ленятся, но заставляют трудиться ребенка, протестов и конфликтов не избежать;
- Обозначьте круг домашних обязанностей чада, от выполнения которых его может освободить только болезнь;
- Поощряйте любые попытки самостоятельно сделать что-либо или помочь взрослым. Ни в коем случае не деньгами, чтобы не воспитать меркантильное создание, которое будет выставлять старшим счет за каждую помытую чашку – допустима только устная похвала.
Автор: Денис Сетин